Итальянская натурфилософия. Немецкая философия. Природа и происхождение этики в новом понимании. Деизм. Ассоциационная психология. Французская философия, страница 29

В своих общих научных взглядах он принял атомизм и единственной своей научной задачей признал механическое объяснение всех фактов неорганической природы. При этом, он был уверен в гармонии естественной науки и религии. Он так на этом настаивал, потому что этот пункт тогда стоял перед общественным сознанием, и надо было его решать. Развитие механики и механического взгляда на естественную науку склоняло к материализму, а материализм склонялся, в свою очередь, к атеизму. Склонность к атеизму опровергалась Бойлем, для него было противно, что материализм склоняется к атеизму, и он старался его опровергнуть. Он организовал общество, в котором читались доклады, в этих научных докладах опровергали следствия атеизма из материалистических тенденций механистического взгляда на природу. В этом опровержении атеистических следствий материализма ему помогал известный уже нам Самуэль Кларк, который был корреспондентом Лейбница и отстаивал свободу воли (религиозную т.зр.).

Для этой эпохи ключевой фигурой является, всё таки,

12.2  Исаак Ньютон (1642-1727)

Newton. Он окончательно примирил механистическое естествознание с религией, и поучителен тот способ, каким он это сделал.

Все тенденции, которые в XVII веке так или иначе выявились в развитии науки, он соединил в себе и привел в систему, поэтому у него итоговая роль, он как бы подвел научную черту под научным развитием XVII века, вместе с тем, он указал дорогу для развития естественной науки на будущее. Он выявил основной метод естествознания — соединение индукции и дедукции. В логике это разбирается; одно другому должно содействовать: индуктивным способом мы создаем гипотезы, а потом при помощи дедукции проверяем. Основа науки — индукция и связанный с индукцией анализ; естественно-научная индукция — это анализ фактов и попытка установить элементы, из которых эти факты состоят, затем предварительные выводы — т.е. индуктивные гипотезы. Проверка этой гипотезы (или результатов анализа) производится в эксперименте; эксперимент — очень важная вещь в научном исследовании — это научный опыт, который создает сам ученый и может сам фиксировать результаты, чем форсируется научная работа.

Соединение анализа и синтеза (индукции и эксперимента или наблюдения и проверки) — это основа науки, и этот метод работает с максимальной эффективностью именно в механике, потому что она вполне выражаема математически. Другой такой науки, где научный метод осуществляется с максимальной очевидностью, и не выдумать.

Он выдвинул принцип тяготения (тоже индуктивное предположение) и распространил характер механики, где действует тяготение, на всю вселенную. Анекдот про яблоко, которое упало ему на голову, содержит долю истины — это распространение выводов, которые можно наблюдать на земле, вокруг нас, на всю вселенную: как соотносятся вещи в окружающем нас мире, так они соотносятся и в космическом мире, о размерах которого мы сейчас имеем большее представление, чем Ньютон.

Правда, с принципом тяготения — неувязка; классическая механика работает на принципе толчка, вещь ударяется в другую (как бильярдные шары). А принцип тяготения представляет действие на расстоянии, толчка нет. Если бы земля ударилась в луну, и луна полетела, всё было бы понятно, а этого нет. Действие на расстоянии — проблема механики, и мы этого тоже не понимаем, механически этого понять нельзя, это — гипотеза. Тем не менее, эта гипотеза лучше объясняет астрофизические явления, чем какая‑либо другая гипотеза.

Декартом космические явления объяснялись теорией вихрей — как в стакане с чаем закрутим ложкой, кружение и продолжается. Сюда, правда, не подходит движение комет. А принцип тяготения объясняет всё, как будто, лучше.

Характер механики был перенесен на всю вселенную, и получилась астрофизика. Любопытное название — «физика звезд», логичнее было бы назвать «астромеханика».

В связи с эпохой конца XVII века, отмеченной Ньютоном, нужно обратить внимание на отделение естественнонаучного знания от философии. Философией в древности называлось всё знание общего характера — всё называлось философией. Лишь постепенно от философии отделялась та или иная наука.