Итальянская натурфилософия. Немецкая философия. Природа и происхождение этики в новом понимании. Деизм. Ассоциационная психология. Французская философия, страница 36

Беркли углубил номинализм и довел его до предела: не существует не только общих предметов, но даже и общих понятий и общих представлений. Надо обратить внимание, что в логике проводят принципиальную разницу между общими понятиями и общими представлениями. Понятия все общие, а существуют ли общие представления — это ещё вопрос, поэтому последовательные профессионалы-логики напирают на разницу — общие понятия есть, а общих представлений нет. Примера общих представлений привести невозможно — мы не оперируем общими представлениями: на фотоснимке изображен определенный человек, когда фотоснимок стирается, то за счет того, что изображение блекнет, мы можем не узнать персонажа, спутать его с кем‑то другим — функция некоего «общего снимка». В психологии есть утверждение, что якобы есть общие представления — что одно представление можно прикладывать к разным конкретным предметам.

Проблема: есть или нет на самом деле общие представления?

Беркли под общими понятиями, видимо, имел ввиду общие представления, и говорил: в душевной природе человека общих представлений нет, существуют только единичные представления. Он положил много усилий на то, чтобы доказать, что это так на самом деле. В истории философии стало классическим его утверждение по поводу того, что есть только единичные представления.

Примеры: если мы говорим: «треугольник», человек никогда не оперирует общим понятием или общим представлением треугольника. Если человек продумает до конца, всегда, когда он произносит слово «треугольник» и обращает внимание на содержание в душе, которое связано с этим словом, то всегда имеется ввиду какой‑то единичный треугольник (или остроугольный, или тупоугольный, или прямоугольный, или равносторонний и т.д.), а «треугольник вообще» человек представить не может.

Это правильно, общих представлений у человека нет! Тем не менее, мы оперируем понятием «треугольник», и по этому поводу у нас ни возникает затруднений: что‑то есть в человеке, что без особого принуждения для умственной работы позволяет оперировать понятием «треугольник». Это замечание делали не раз, тем не менее, его анализ остроумен.

Следствия: номинализм из метафизической стадии перешел в гносеологическую.

Метафизический номинализм: нашим общим понятиям ничего не соответствует в реальности.

Гносеологическо-психологический номинализм: и в душе нет общих представлений.

Из этого углубления следовали и выводы. Беркли указал, что всякие метафизические общности устраняются, никаких метафизическо-онтологических общностей нет. В частности, нет отвлеченного протяжения, о котором говорил Декарт (протяженные субстанции), и нет пространства.

Беркли жил в первой половине XVIII века, — на 100 лет позже, чем Декарт, и во время Беркли в Англии обнаружилась известная склонность к философскому (не агитационному) материализму, и Беркли очень боролся против понятия «материи». Беркли был епископом англиканской церкви, и ему было уместно бороться против материализма, потому что за материализмом неизбежно следует атеизм, по крайней мере, равнодушие к традиционной религии. Он боролся против этого и против понятия «материя». Из его гносеологических изысканий выходило, что, раз нет общностей, то нет и понятия «субстанции», нет «протяженности», нет «пространства», самое главное, — нет той общей сущности, которую вообще никогда никто не видел, и которую принято называть «материей». Нет материи в силу того, что фиктивны все разговоры о метафизических реальностях. Это — метафизическое следствие, которым он оппонировал Декарту и материалистам.

Гносеологическими следствиями из углубления номинализма он оппонировал Локку. У Локка было деление на первичные качества и вторичные, причем, первичными качествами назывались реально существующие качества (туда входило осязание, протяженность — все признаки материальных предметов), Локк считал, что всё это реально существует, и те ощущения, которые снимаются с материальных качеств, являются копиями. Все остальные качества вторичные, и копии, которые снимаются с них, обладают только субъективным характером. Беркли своим углублением номинализма и последовательными выводами из этого углубления отрицал реальность и первичных качеств.