Итальянская натурфилософия. Немецкая философия. Природа и происхождение этики в новом понимании. Деизм. Ассоциационная психология. Французская философия, страница 33

Однако, он довел учение Гертли до крайних выводов, которые совпадали с естественно-научным материализмом (не атеистическим). Прежде всего, он полностью признаёт детерминизм; парафраз его мысли: решения воли суть действия (следствия) ассоциаций представлений, это значит, что поступки человека, так же как и обусловливающие их ассоциации представлений, находятся в прямой зависимости от одних лишь мозговых колебаний (от движений мозгового вещества. Это тот вывод ассоциационной психологии, который придаёт ей весь её специфический характер — это уточненный материализм: движения мозгового вещества обусловливают ассоциации представлений, а ассоциации представлений обусловливают действия воли.

В конец концов, он даже объявил психологию частью физиологии. В XIX веке эту мысль психологи попытались осуществить, но исчерпывающим образом это сделать не удалось. Можно понять Пристли; если можно было бы доказать, что психология — часть физиологии, тогда психология сразу приняла бы исключительно естественно-научный характер, но это сделать невозможно по той причине, что материальные и психические явления отождествить невозможно, аргументы за последнюю мысль появились потом.

13.4  Эразм Дарвин (1731-1802)

Darwin. Отец или дед Чарльза Дарвина по прямой линии. Он пошел по пути Пристли и даже хотел доказать материальность души. Попытка показать материальность души — это вещь последовательная; если психическая жизнь обусловлена физиологической, тогда непременно должно возникнуть предположение или желание, чтобы физиологическая и психическая жизнь были одним и тем же. Эразм Дарвин и попытался это доказать.

Его доказательство довольно вычурное, странное, но логика там есть. Душа и тело сообщаются между собой, это — бесспорный факт; следовательно, они должны иметь общие качества; душа видит, слышит, осязает (имеется ввиду, что наши органы внешних чувств — это психическая деятельность, и видит, и слышит, и осязает — душа), следовательно, душа должна быть видима, слышима и осязаема телом (раз у души и тела должны быть одни и те же качества, значит, то, что мы приписываем душе, должно быть присуще и телу, а тело должно видеть и душу), следовательно, душа материальна.

Такой ход мысли даже его современникам казался странным, это напоминает рассуждения древне-греческих философов. Это логично, но немного прямолинейно.

Из этого доказательства мало что получилось, потому что фактов не обнаружишь — душевные реалии ни пощупать, ни увидеть нельзя, мысли мы не видим.

13.5  Резюме

Закладка фундамента и самой сути ассоционной психологии — это дело XVIII века в Англии, причем, это дело тех мыслителей, которые стояли в прямой связи с мыслителями XVII века: в XVII веке механика и принципы естественно-научной деятельности (ключевая личность — Ньютон), а в XVIII веке — попытка принципы механики распространить на психическую жизнь, которая привела к ассоциационной психологии. Вот и всё, что понимается под ассоциационной психологией. Слова «ассоциация», «ассоциативное мышление» и сейчас употребляются, но в каком‑то другом расплывчатом смысле. Мышление может быть только логическим, а психология может быть ассоциативной.

Итак, во-первых, мы должны знать суть ассоциативной психологии. Во-вторых, надо непременно оттенить сущность этой психологии с той, которая была раньше, а раньше была: рациональная психология, богословская психология и кое‑какие сведения от психологии Аристотеля (описательная психология, которая утверждала, что у нас в душе есть разные начала). Ассоциационная психология отличается и от психологии XIX-ХХ веков. Замысел ассоциационной психологии, — отождествить психологию с физиологией, — в конце концов не удался, так что сейчас мысль о тождестве психологии и физиологии вполне никто не принимает; хотя для некоторых хотелось бы, чтобы это было так (для материалистов), но большинство психологов давно от этого отказалось. Душевная жизнь — особый вид бытия, и никакой прямой связи с материей нет. Мы говорили о нескольких ярусах бытия: материальное, биологическое, психическое, духовное. Все эти уровни не сводятся друг на друга, на каждом уровне добавляется новый фактор, который невыводим из нижних ступеней бытия: физико-химические реакции не дают биологического бытия, а биологическое бытие (физиологическое) не дает бытия психического, так что это сейчас элементарно, но в XVIII веке такой замысел почему‑то возник.