Работа со сновидениями. Практическое руководство, страница 8

2.1.4. Содержание форм ИОМ «Интеллектуальное рождество».

В ИОМ «Интеллектуальное рождество» были представлены: студия «Оригами», мастерская «Решение задач по физике», студия «Физика и магия», мастерская «Искусство», мастерская «Математика», мастерская «Литература», мастерская «Словесность», мастерская «Естествознание», студия «Простые опыты с растениями», и т.д. (подробнее см. Приложение 2).

Работа студии «Оригами».

Целью студии предполагалось изготовление рождественских фонариков. Планировалось, что каждый  участник выездной школы посетит студию, поскольку каждый должен зажечь свой фонарик.

Однако не все дети изготовили фонарики самостоятельно, что объясняется рядом причин: во-первых, многие знакомы с их изготовлением, поэтому предпочли новые студии, во-вторых, если дети и хотели заняться оригами, то у них в это время была другая студия, и они отдали предпочтение последней. Все студии проходят в одно время (независимо от направления).  Можно было бы разделить студии на две группы: предметные и творческие ( изо, лепка и т.д.). Тогда можно было бы выбрать по одной из двух групп. 

Мастерская «Решение задач по Физике». (Ведущий: Ходос Е.А)

Мастерская была рассчитана на учеников желающих обсудить и освоить общие приемы решения физических задач.

Как для 6-7х так и для 8-9х классов задачи были одни и те же. Отличался только темп их решения и уровень помощи со стороны ведущего.

Для освоения были выбраны следующие приемы:

1.  Смена системы отсчета (изменение позиции наблюдателя за физическими явлениями) обсуждалось в совокупности с принципом инвариантности физических законом для разных ситуаций (когда тело покоится и когда оно движется)

2.  Предельный переход (рассмотрение крайних случаев и переход из одной крайности в другую) обсуждалось в совокупности с принципами оценки влияния разных параметров на исследуемую систему.

3.  Законы сохранения. Рассматривались такие законы как, сохранение количества движения, правило рычага, сохранение координаты и траектории движения центра масс.

4.  Переформулировка условий задачи, сведение задачи к упрощенной.

5.  Временная развертка. Представление движения в фазовом пространстве. Графическая зависимость координаты или другого параметра от времени.

Кроме этих приемов был введен способ организации пространства решения задачи на бумаге, когда оно (пространство) делится на две части: в одной формулируются  гипотезы, проблемы и идеи; в другой части производится формальное решение как воплощение идей в формулах.

По результатам решения задач можно сказать, что усвоив эти правила, ученики 6-7х классов могли решать задачи  так же эффективно как и 8-9х классов. Хотя не владели формализмом  достаточным для решения.

Трудность в освоении  вызвали такие приемы как временная развертка и переформулировка задачи. Возможная причина это недостаток интуиции и жизненного опыта.

Мастерская.

При планировании занятий в мастерской ставились цели:

-  Развитие и совершенствование способностей выстраивать логические цепочки на знании каких-либо закономерностей при решении задач естественнонаучного цикла;

-  Развитие умений вести дискуссию и доказывать свою гипотезу.      

Творческая задача.

1.Построить мир, в котором нет математики.

2.Понять с помощью группы, какая фигура скрыта на разрезных картинках.

3.Написать «послание потомкам» в определенном жанре (сказка, рассказ, стихотворение, басня) о проведенных в зимней школе днях.

Студия «Физика и Магия». (Ведущий: Ходос Е.А.)

На студии обсуждались ряд необычных явлений и их физическое объяснение. Список:

·  Молния.

·  Полет – закон Бернулли. Пульверизатор и шарик лежащий на воздушной струе.

·  Поверхностное натяжение.