Работа со сновидениями. Практическое руководство, страница 36

3-й класс. На наш взгляд, задание к стихотворению Тима Собакина «Мышиный поселок» слишком сложно для этого возраста. Во-первых, не все учащиеся могут выделить использованное средство. Во-вторых, создание своего текста с использованием того же средства – работа, требующая гораздо большего времени, чем олимпиадная лента: необходима работа со словарями. Из трех учащихся, принимавших участие в олимпиаде, только Маша Симановская смогла правильно выделить языковое средство, но создание собственного текста ей не удалось.

4-й класс Сравнение литературного перевода с подстрочником. Большинство учащихся отмечает только то, что перевод Маршака гораздо больше по объему. К смысловым различиям обращаются 2-3 человека из 12, и те останавливаются лишь на отдельных мелочах. Это может свидетельствовать о том, что ученики не научены работе со смыслом.

Отчёт о работе мастерской «Словесность»

в выездной школе «Интеллектуальное Рождество - 2003»

1.  Цели и задачи мастерской «Словесность». Основной целью мастерской является развитие школьников в предметной области «Словесность». Задачи мастерской заключаются в формировании и развитии у детей способности понимать текст, определять замысел автора и художественные средства, использованные для его воплощения. Творческой задачей мастерской «Словесность» является создание детьми собственного оригинального текста в заданном жанре.

2.  Тематический план занятий в мастерской «Словесность».

Дата

Тема

Учебный материал

4.01.2003

Метафора как средство художественного определения.

Задание 1. Текст о кеннингах – поэтических образах скандинавских скальдов.

5.01.2003

Фразеологизм и «разрушение» фразеологизма как приём создания текста.

Задание 2. Стихотворение Т.Собакина  «Как из ведра», фразеологизмы

6.01.2003

Лексическое и грамматическое значение слова.

Задания 3-7. Олимпиадные задачи.

7.01.2003

Создание текста по заданному грамматическому значению.

Задание 8. Текст, лишённый лексического значения.

8.01.2003

Олимпиада зимней школы.

Задания 9-11. Олимпиадные задачи.

3.  Учебные материалы и анализ деятельности детей.

Задание 1. Поэтические образы (кеннинги), которые применяли при создании стихов скандинавские скальды (викинги), довольно любопытны. Как правило, они образуются сочетанием двух существительных: первое из них стоит в именительном падеже, второе – в родительном. Вот примеры кеннингов: конь моря – корабль, поле корабля – море, дом угрей – море, оса трупов – ворон, шип ран – меч.

Составьте собственные кеннинги на слова: асфальт, ржавчина, солнце, фонтан, золото, небо.

Анализ учебной деятельности.  Задание воспринимается детьми с интересом. Недостаток энциклопедических знаний компенсируется рассказом наиболее осведомлённого ребёнка с попутным комментарием преподавателя. Трудности при выполнении задания: грамматическая категория падежа, ограниченность словарного запаса. В целом дети справляются с заданием.. Наиболее удачные работы:

-  Асфальт –  маскировка дороги (Васильева Я., г. Ачинск)

-  Ржавчина – враг железа, смерть железа (Гуляева Ксения, г. Красноярск, гимн. №3), болезнь железа (Белякова А., г. Лесосибирск), червь железа (Алёшина Л., г. Красноярск, гимн. №3), бич железа (Шаповал Н., г. Ачинск), убийца металла (Чурилова Н.), ужас железа, старость железа (Менщиков А., г. Красноярск, гимн. №3)

-  Солнце – дом лучей (Гуляева  К.), глаз неба, лампа мира (Белякова А.), цвет веснушки (Алёшина Л.), лампа землян (Дмитриева Ю.), апельсин неба (Чурилова Н., г. Лесосибирск), смерть тьмы (Менщиков С.)

-  Фонтан –  столп брызг (Чурилова Н.), вулкан воды (Кучер А.)

-  Небо -  простор луча (Гуляева К.), крыша земли (Шаповал Н.), зеркало моря (Дмитриева Ю.), дорога солца (Чурилова Н.), бездна голубизны (Кучер А., г. Ачинск), поле самолётов (Энгель Р., г. Красноярск, шк. 145), поле звёзд, поле солнца (Зайцева Д., г. Ачинск), дом облаков (Морозас Н.), купол земли (Сорокина К., г. Красноярск, гимн №1), поле туч (Фокина Н.).