Работа со сновидениями. Практическое руководство, страница 17

Принципы ведения диалога с подростком учителя и родителей сходны. Абсолютно неэффективно диалоги в тематике, предлагаемой ребенком. Лучше, если это возможно перевести спор в иной контекст -  более общий, менее однозначно. Как и при негативизме в адрес родителей, осмысленно обсудить взаимные права и обязанности, содержание требований и т.д. В отдельных случаях показано жестко формализация отношений: четкая регламентация требований и соответствующих оценок.

Подростковый возраст – время становления ответственного действия. Поэтому подростковая школа должна быть организована особым образом, чтобы ответственное действие имело место в школьной жизни. Это обеспечивается особой - проектной  - формой деятельности подростков. Такой разработки соответствует данный проект «меташколы». Его суть сводится к созданию условий для свободного авторского действия на учебном, но привлекательном для подростка материале. При возможности строить собственное авторское действие, т.е. осуществлять замысел, возникают наиболее адекватные условия для превращения результативного действия в пробующее. Такое превращение обеспечивает полноценное и адекватное задачам возраста развития в подростковом возрасте. При таких условиях проба переводится из сферы социальной коммуникации в сферу продуктивной деятельности, общение с взрослым становится партнерским, позиция взрослого и ребенка меняются. Это наиболее прогрессивное направление коррекции трудновоспитуемости подростков, но неприменимое в индивидуальной  коррекции. [10]-81с.

Приложение 2

Формы ИОМ, комментарии.

Отчет о проведении мастерской «Решение задач по Физике»

Ведущий: Ходос Е.А. (2003 год)

Мастерская была рассчитана на учеников желающих обсудить и освоить общие приемы решения физических задач.

Как для 6-7х так и для 8-9х классов задачи были одни и те же. Отличался только темп их решения и уровень помощи со стороны ведущего.

Для освоения были выбраны следующие приемы:

6.  Смена системы отсчета (изменение позиции наблюдателя за физическими явлениями) обсуждалось в совокупности с принципом инвариантности физических законом для разных ситуаций (когда тело покоится и когда оно движется)

7.  Предельный переход (рассмотрение крайних случаев и переход из одной крайности в другую) обсуждалось в совокупности с принципами оценки влияния разных параметров на исследуемую систему.

8.  Законы сохранения. Рассматривались такие законы как, сохранение количества движения, правило рычага, сохранение координаты и траектории движения центра масс.

9.  Переформулировка условий задачи, сведение задачи к упрощенной.

10.  Временная развертка. Представление движения в фазовом пространстве. Графическая зависимость координаты или другого параметра от времени.

Кроме этих приемов был введен способ организации пространства решения задачи на бумаге, когда оно (пространство) делится на две части: в одной формулируются  гипотезы, проблемы и идеи; в другой части производится формальное решение как воплощение идей в формулах.

На примере таких задач из механики как:

1. Четыре черепахи находятся в вершинах квадрата. Они начинают двигаться друг на друга по часовой стрелке, так что в поле зрения одной черепахи постоянно находится только та черепаха, на которую первая и двигается. Встретятся ли черепахи? Какой путь пройдет каждая черепаха? Величина стороны квадрата 2м. . (смена системы отсчета)

Решение: при изменении положения наблюдателя мы приходим к осознанию перемещения как относительной величины. Идея поместить наблюдателя на одну из черепах является неочевидным приемом решения задачи. Осознание этого, позволило школьникам решить задачу

2. Два одинаковых шарика катятся по горизонтальной плоскости с одинаковыми скоростями. Перед ними возникают препятствия, у одного бугорок, а у другого ямка одинакового профиля. Шарики одновременно подкатываются к препятствию. Какой из них быстрее преодолеет это препятствие. (преобразование задачи)