Работа со сновидениями. Практическое руководство, страница 19

Основные вопросы, которые были поставлены перед школьниками: Как может быть устроен ковер самолет? Каков принцип работы и управления ступы? Как сделать меч кладенец? В чем секрет шапки (плаща) невидимки?

Эти задачи были сформулированы как задачи на моделирование и конструирование. При этом один из методов работы, которым пользовались школьники при решении так поставленных задач заключался в том, что они в разных сочетаниях пытались скомбинировать несколько известных им из повседневной жизни бытовых приборов, объединив их в одно целое, имеющее функции волшебного прибора. Это можно зафиксировать как основной эвристический прием – поиск приборов обладающих одним или несколькими свойствами волшебной вещи и их компиляция в нечто целое. Другие свойства бытовых приборов игнорируются. Так для придания некоторым волшебным вещам необходимых свойств (устойчивость ступы при полете и управление полетом) были рассмотрены приборы: пылесос, огнетушитель. Кроме этого они обращались ко мне с запросом о помощи и в этой задаче им была предложена информация о гироскопах, как специальных устройствах для сохранения равновесия.

Так же дополнительные знания им понадобились и при решении других задач. При моделировании меча-кладенца были рассмотрены принципы работы лазера. Для ковра-самолета необходимо была информация о моменте вращения винта и о том, почему у вертолета два винта. Конструирование шапки-невидимки потребовало введение информации о свете, о преломлении и отражении света. По ходу было изучено строение бинокля и полупрозрачных стекол.

Как уже видно по ходу работы группы были обсуждены физические принципы возможного устройства некоторых «волшебных вещей». Школьники познакомились с новой для себя информацией и получили опыт моделирования и конструирования приборов. Модели этих приборов были зафиксированы на бумаге и представлены на общем заседании выездной школы.

Такая студия позволяет формировать интерес учащихся к физике, показывает значимость физических знаний и связь их с практикой. Также, эта форма работы позволяет развивать фантазию и формировать целостное представление о мире, научное мировоззрение.

Анализ работы студии «Оригами».

Целью студии предполагалось изготовление рождественских фонариков. Планировалось, что каждый  участник выездной школы посетит студию, поскольку каждый должен зажечь свой фонарик.

Однако не все дети изготовили фонарики самостоятельно, что, на мой взгляд, объясняется рядом причин: во-первых, многие знакомы с их изготовлением, поэтому предпочли новые студии, во-вторых, если дети и хотели заняться оригами, то у них в это время была другая студия, и они отдали предпочтение последней. Все студии проходят в одно время (независимо от направления).  Мне кажется, что можно было бы разделить студии на две группы: предметные и творческие ( изо, лепка и т.д.). Тогда можно было бы выбрать по одной из двух групп. 

Вообще, я думаю, что сложности с изготовлением фонариков можно предотвратить, несколько изменив содержание студии «Оригами». Эту студию могут посещать те, кто хочет познакомиться с искусством оригами, узнать основные приемы складывания из бумаги, изготовить фигурки. Дети могут представить свои результаты в завершении работы студии. Может быть, это будет дарение всем участникам фигурок японских журавликов на счастье, демонстрация изготовленных фигурок или обучение друзей этому мастерству.

Однако рождественский фонарик стал традицией, поэтому, мне кажется, что их изготовление должно остаться строго обязательным делом, но форму организации нужно изменить, чтобы она не повторялась из года в год. Возможно, это будет конкурс, на котором все группы делают фонарики, а в итоге определяется самая быстрая, самый точный или яркий фонарик.    

Анализ работы выездной зимней школы.

Для себя я определила цель  такой школы как развитие детей и сопутствующую ей – подготовка к интеллектуально – творческим играм.  Мастерские, мне кажется, работают таким образом, чтобы развить (и удержать) интерес к выбранным предметам, помочь увидеть интересное в науках, которые до этого считались скучными. Хотя главную цель мастерских ( и школы в общем) я определила как развития мышления, то есть научить думать. Мне кажется, что подбор заданий, которые могут и не иметь верного ответа, нацелены именно на размышление, прежние знания являются только основой этого размышления. А вот предметные студии позволяют развивать интерес к предметам. Для меня особенно ярко это проявилось во время презентации. Например, совершенно по-разному звучат такие фразы: «Ребята, мы будем изучать ботанику (или секреты ее)» и        « Приходите издеваться над растениями». Разве есть шанс устоять над вторым приглашением, если есть небольшой интерес к растениям?!