Работа со сновидениями. Практическое руководство, страница 10

Необходимо отметить, что учащиеся 3-5 классов при решении текстовых задач в подавляющем большинстве используют манипуляции с числами или пытаются «угадать» ответ. Поиск и открытие знакового способа как общего для решения задач – стало учебным действием для участников мастерской.

Особое внимание уделялось организации группового взаимодействия и ведению общего обсуждения: ребята учились задавать вопросы, оформлять собственные трудности, обнаруживать «ошибки» в рассуждениях.

Мастерская по математике (6 – 7 класс)

Основная трудность участников выездной школы при решении задач заключалась в том, что решение задачи для них - процесс включения действий в структуру поля непосредственного следования за “психологическим рельефом ситуации”, процесс, направленный на получение решения при столкновении с внешними обстоятельствами. Такое решение задачи выступает как непосредственный, непроизвольный и нерефлективный процесс. На мастерской осуществлялась попытка осваивать методы, которые обеспечивают переход от непосредственного к рефлективному решению задач. Главным здесь является то, что учащемуся необходимо построить  знаковое опосредствование решения задачи. Для этого проводится анализ условия задачи и в некоторой форме фиксируется образ искомого результата, на основе которого строится знаковая модель

Мастерская по литературе (3 – 5 кл.). (Шабала Ю.В.)

Работа с текстом К. Чапека «Дашенька». Задание к тексту: Какие средства использовал автор, чтобы текст был смешным?

Учащиеся данного возраста не всегда улавливают юмор и, тем более, иронию. Дети же, которые смеются, читая текст, не могут объяснить, что именно вызывает смех. Большинство средств оказывается для них совсем новыми: фразеологизмы, пародия, градация. Поэтому необходимо подробное объяснение. Работу затрудняет еще и то, что речевой опыт учащихся достаточно беден; поэтому, например, понятие фразеологизма они осваивают только на конкретном примере, других фразеологизмов они не знают.

После проделанной работы учащиеся без большого труда могут создать свой текст с использованием одного из только что открытых средств.

Мастерская по литературе (6 – 8 кл.)

 Работа над стилизацией письма Ваньки Жукова. Практически все ученики справляются с этим заданием без труда. Вначале совместно были выделены характерные особенности авторского стиля. Затем учащиеся самостоятельно писали текст.

Мастерская «Словесность»

Цели и задачи мастерской «Словесность». Основной целью мастерской является развитие школьников в предметной области «Словесность». Задачи мастерской заключаются в формировании и развитии у детей способности понимать текст, определять замысел автора и художественные средства, использованные для его воплощения. Творческой задачей мастерской «Словесность» является создание детьми собственного оригинального текста в заданном жанре.

Мастерская по естествознанию. 3-5 класс. (Семёнов В.В., Буц С.Б.)

     Главной целью проведения мастерской по естествознанию являлась подготовка ребят к будущим олимпиадам РО. Из этой цели вытекали следующие задачи:

- умение прочитать задание, выявить главные и второстепенные моменты, рассмотреть их во всех взаимосвязях;

- далее в группах по 2-5 человек, предлагались различные идеи решения, моделировались, обсуждались и готовились к мини-докладам;

- на последнем этапе мини-доклады представлялись на общее обсуждение, где обязательно кто-нибудь оппонировал докладчикам, и принималось общее решение.

     Таким образом дети научались видеть целое через отдельное, внимательно слушать и слышать других, критически осмысливая предложенное, приобретали опыт работы в произвольно составленных группах, докладывать и оппонировать.

Студия "Простые опыты с растениями"(Семёнов В.В.)