Работа со сновидениями. Практическое руководство, страница 45

Картина 5. Занавес откоывается.

У себя дома Чуб ругает Оксану. Она обливается горючими слезами. В это время в окно влетает Вакула верхом на чёрте, хватает Оксану, сажает её рядом с собой, и они улетают в неведомую даль. Чуб выходит их дома и грустно смот­рим им вслед.

Снова поднимается метель, и снежинки кружатся в безумном хороводе. Занавес закрывается.

Впечатления и высказывания.

 «Во время школы вы все были и на занятиях по математике, и на ИЗО. Видимо, и в жизни у каждого из вас есть нечто математическое (логическое, научное) и нечто художественное (например, рисунки и живопись)?»                 .

Дети: «Да, но ИЗО у меня гораздо главнее...», «Ну, конечно, каждому нормальному человеку интересно и то, и другое. Только пропорции разные...»

Короче, выясняется, что всем интересно и математическое, и художественное, причем и то, и другое важно. Дальше.

 «А как эти два начала у вас соотносятся? Они как-то взаимодействуют или совершенно отдельны? Предлагаю нарисовать рисунки, которые бы выразили это соотношение и взаимосвязь математического и художественного так, как это у каждого из вас устроено.»

 Далее обсуждаются (пока не рисуем) с подачи детей различные версии.

1. Никак. Сначала одним занимаюсь, потом другим. (Этот тип связи признан неинтересным и назван «как полки в шкафу». Договорились «шкафы не рисовать»)

1а. У нас в этой школе как: первая лента - математика, вторая - ИЗО. Вот такая связь, «через запятую»... Но ведь мы сейчас притащили на ленту по ИЗО математику?..

2. При рисовании используется математика - подсчитать, сколько чего.

3. Почему-то многие в школе (в обычной, где учатся) на полях тетради по математике или на последней странице рисуют разную всячину.

Я: «Это потому, что вы отвлекаетесь от математики?»

Дети, человека четыре: «Нет, мы не отвлекаемся, рисование как-то существенно, хотя связи между рисунками и темой, которую проходим по математике, вроде бы, нет...»

Начинаем рисовать, некоторые дети достают краски. Рисунки получились гораздо разнообразнее и богаче, чем обсужденные версии, некоторые просто великолепны, их-можно-цри-желании предоставить и- обсудить^-Пока опишу одну ситуацию, повторившуюся во время обсуждения несколько раз, что-и-позволяет-мне-говорить-об--общей-закономерности, Обсуждение проходило так: выставляется на общее обозрение рисунок, все пытаются понять, как же у автора соотносятся математическое и художественное, строятся и обсуждаются версии, при этом автор молчит. Потом автор говорит, что же он хотел выразить.

Женя: «Они (девушки) совершенно независимы, им нет друг до друга дела».

Даша: «Каждая из них думает не о том, что делает».

Лена: «А может быть. первая девушка считает число предметов на рисунке 7 х З?»

Все: «А с чего ты решила? Непонятно хе!»

Версия выстраивается такая: временами Катя занимается искусством, при этом зачем-то (может, и по делу, а может, отвлекаясь) делает нечто математическое, а иногда она занимается математикой и при этом думает о чем-то отвлеченном.

Катя (автор): «Да нет же! Они вместе садят, они нужны друг другу, это как бы одно целое!»

Все: «., .хм... Так и нарисовала бы, что вместе!.. За одним столом, например...»

Катя: «Я не догадалась, ну не смогла выразить. А на самом деле у меня математическое и художественно связано так ...» (проговаривает)

Я; « Вот смотри, у нас есть две версии. Одну ты проговорила, другую нарисовала. А

какая же из них верная? Чему верить, твоей фразе или рисунку?»

Катя и все дети, причем без тени сомнения: «Ну конечно, верить нужно тому, что сказано, а не нарисовано!»

К моему удивлению, две девочки, занимающиеся много лет в художественной школе и утверждающие в начале занятия, что «именно ИЗО» занимает в их жизни большее место, присоединяются к остальным. Спрашиваю именно их: «Так вы же говорили, что ИЗО для вас «главнее», почему же вы ему меньше верите, чем умозаключениям?»