Работа со сновидениями. Практическое руководство, страница 3

Один из социальных аспектов  этого появился, когда в 1999 году осенью проводилась акция «ХХI век: шаг в будущее». В ней приняли участие 16 тысяч старшеклассников, которые писали сочинения на тему «Мое представление о будущем». Предварительные итоги ее таковы: всего лишь 3 процента школьников имеют более – менее детальное представление о будущем. А ведь они – наше будущее, и если у них нет представлений  о нем, то, значит, будущего нет у нас.

Данные  проекты станут открытием и для детей, и для родителей, т.к. при таких условиях ИОМ играют роль ещё одного места, где мышление востребовано. Может быть, тогда моментов истины и искренности в отношениях взрослых и детей станет немного больше.

1.1. Организационные образовательные проблемы.

В настоящее время в современном школьном образовании нет проектов, которые бы предлагали свободное и независимое образование ученикам подросткового, старшего школьного возраста. В тоже время в каждой школе, достаточно различных курсов и кружков, которые предлагают учащимся размышлять над проблемами общества взрослых, имеющим малое отношение к самим детям в данный момент. При этом предполагается (хотя, наверное, не осознается), что человек может, самостоятельно определяться в жизни на чужих проблемах. 

1.2. Проблемы языка описания.

Анализируя литературу описывающую различные школы, опубликованную за последние десятилетие, можно выделить два полярных типа описаний: один - из предельно–внешней позиции, трактующий общий культурный, философско-методологический, экзистенциальный смысл школы; другой - из предельно – внутренней позиции, «увлеченной» описанием конкретного типа школ или передающей опыт отдельной школы. Тексты второго типа обычно страдают ярко выраженной «лабораторной» терминологией и оказываются понятными лишь очень узкому кругу «посвященных» – часто лишь тем, кто имеет подобный опыт переживаний и действия. Тексты первого типа, стремясь открыть общий культурно-исторический смысл школ, но при этом, естественно, размывается определенность понимания школы, происходит (в большинстве случаев) не контролируемый выход за рамки конкретных типов школ.

Отделяя учение от игры и считая его непременной обязанностью школьника, Ушинский полагал, что педагогический эффект достижим лишь при учете детских потребностей и интересов. Процесс обучения Ушинский делил на две взаимосвязанные стадии, каждая из которых должна состоять из определенных ступеней и видов работы ученика под руководством учителя. Первая стадия – доведение знания до определенной системы. Она включает последовательное восприятие предметов и явлений; сравнение и сопоставление, выработку предварительных понятий; приведение  этих понятий в систему. Сущность второй стадии заключается в обобщении и закреплении приобретенных знаний.

Система ИОМ ориентирована на прояснение механизмов личностного самоопределения школьников-подростков и на  поиск эффективных педагогических средств инициации поддержки для самоопределения и самообразования.  Это достигается при определённых целях, которые ставят перед собой ИОМ, таких как:

1   ознакомление детей (школьников, РО, призёров и победителей  олимпиад РО) с интеллектуальными творческими задачами высокого уровня, требующими коллективной работы, актуализировать теоретическое мышление учеников;

1.  ознакомление детей с предметными заданиями высокого уровня, предлагаемыми на олимпиадах и олимпиадах РО;

2.  помещение детей в разнообразные и насыщенные культурные среды, в которых представлены интеллектуальная работа, занятие изобразительным искусством, занятие театром, философствование, конструирование;

3.  инициирования выдвижения учениками социальных проектов, разработку и реализацию этих проектов в общеобразовательных школах и в пространстве дополнительного образования;

4.  включение учеников в состав субъектов инновационного комплекса РО;