Работа со сновидениями. Практическое руководство, страница 16

3. Противоречие образовательного института и возрастной линии.

Если принять такие гипотезы о юношеском возрасте, то необходимо признать, что формально устройство образовательных институтов (школа и ВУЗ) противоречат взрослению. Окончание школы фактически «рассекает» первый такт возраста пополам, а необходимость адаптации к новым условиям (вуза) затрудняет основную линию разворачивания возраста.

  На протяжении подросткового возраста в силу особых социальных условий  его проживания может быть несколько периодов, по содержанию приближающихся к возрастному кризису. В целом их протекания разнится у разных детей, и симптоматика критического периода влияют многие обстоятельства: отношение с родителями, социальный статус в коллективе сверстников, академическая успешность, развитость познавательной сферы, сформированность творческих интересов и даже физиологических особенностей.[8]-59с.

Подростковый возраст характеризуется  особым интересом взрослеющего человека к себе, к своему внутреннему облику, происходит интенсивное самопознание. Современный социум не представляет ребенку адекватных, социально приемлемых «мест» взросления, что приводит, как правило, к затяжному характеру возрастного кризиса, симптомы, близкие подростковым можно обнаружить и у студентов, спустя один–два семестра после поступления в ВУЗ. Реакция родителей, как и при всяком кризисе должна сводиться к дифференциации ситуаций взаимодействия с ребенком: при негативизме – твердый отпор и, если позволяют обстоятельства требования, включения его в более широкий контекст – личных, семейных, иногда даже национальных или религиозных ценностей. Осмысленно с подростками вести разговор и о правах родителей, о паритете прав и обязанностей членов семьи и т.д.

      Нельзя отказывать подростку в помощи и поддержки, если он в этом нуждается или сам просит об этом. Новые формы поведения требуют от ребенка огромного эмоционального напряжения, поэтому он нуждается в защите и помощи. Негативное, протестное поведение ни в коем случае не должно быть поводом для отказа в помощи. Взрослый должен приложить все усилия для того, чтобы подросток смог дифференцировать собственные отношения к разным жизненным ситуациям, обнаружить их разный смысл и различную эмоциональную окраску.

Многие разновидности подросткового  девиантного поведения возникают из–за отсутствия адекватных возрасту форм досуга. Стремление к общению со сверстниками приносит пользу при условии, если это общение имеет какое-либо социально приемлемое содержание. Поэтому в период кризиса положительные результаты могут дать разнообразные формы внешкольных занятий.  Ребенок при этом меняет коллективы сверстников, в зависимости от собственной успешности в разных видах деятельности может занимать различные социальные места в этих коллективах, следовательно, у него появляется новый опыт, новые знания о себе. Чем больше у взрослеющего человека сфер (мест) общения и продуктивной деятельности, тем благополучнее прогноз разрешения подростковых возрастных кризисов.

Как правило, трудные ситуации возникаю у детей подросткового возраста не только с родителями, но и с учителями, протестное поведение обнаруживает себя не только дома, но и в школе. К сожалению, практика показывает, что кризисное поведение становится для учителей таким же испытанием, как и для родителей. Профессиональная подготовка оказывается недостаточна или мало эффективна в ситуациях с общением с подростком.

Ребенок склонен «переходить на личности»: указывать взрослому на мелкие промахи, недочеты в работе, частая тема – необъективность или не справедливость. Эти особенности не случайность, а также весьма характерны для периода  особой чувствительности ребенка к тому, как его воспринимают окружающие. При всей критичности в адрес учителей дети необыкновенно тревожны и озабочены отношением к ним окружающих, и учителей – не в последней степени. Нарочитость поведения свидетельствует привлечь к себе внимание, узнать, что о нем думают, и в целом – составит представление через взгляд окружающих.