Работа со сновидениями. Практическое руководство, страница 7

Умение понимать и выражать эмоции является базой для развития коммукативной компетенции. Этот аспект очень важен в подростковом возрасте, когда происходит понимание себя (для чего тоже нужны средства) и складываются многие стереотипы в общении, стиль межличностных отношений. Строго говоря, это последняя возможность корректировать, а не скомпенсировать эмоциональное развитие.

2.1.2. Предполагаемый распорядок дня.

В оргпроекте проведения зимнего ИОМ «Интеллектуальное рождество» приведён примерный распорядок дня проводимого ИОМ. Он отражает основные направления, которые являются приоритетными для организаторов ИОМ.

8:00 – подъём.

8:30 – завтрак.

9:00 – мастерские по предметам (математика, русский  язык, литература, естествознание) по особому расписанию.

12:00 – творческая задача.

13:00 – обед.

14:00 – санки, прогулка.

16:00 – полдник.

16:30 – общее заседание (представление результатов работы групп над творческой задачей). Построить доклад от группы для общего обсуждения, востребует и укрепляет умение слушать и понимать сообщение других учеников, умело задавать вопросы.

18:00 – ужин.

18:30 – студии.

20:00 – Свободное время для свободного и разумного общения, встреч, разнообразных дискуссий, посредством которых дети расширяют круг друзей, выясняют разнообразные точки зрения, разные основания этих точек зрения, разные цели и ценности, разное миропонимание.

22:00 – отбой.

2.1.3. Время творческих задач.

1 день. Для того чтобы оторвать детей от школьной и домашней деятельностей, даётся классическая фантастическая задача «Загадать три желания». Как мы знаем из русской, английской и американской литературы, взрослые не могут загадать, сформулировать свои желания так, чтобы при их исполнении не получалась какая-либо неприятность для них самих. Например, в «Х – файл» загадывается желание стать не видимым – невидимого загадавшего сбивает машина, а желание «чтобы не было войн» приводит к исчезновению всего человечества и т.д.

Для детей это задание требует не только высказывания каждым определённых желаний, но и договаривание внутри группы какие желания выносим на общее заседание, может быть – каких желаний ждут от нас взрослые.

На общем заседании ведущий может либо «играть против», показывая возможные толкования формулировки и неприятные последствия, либо требовать от выступающих оснований выбора.

2 день. Лекция-беседа «Как научиться решать любую задачу». Так как речь шла о рефлексии, обозначалось место рефлексии в процессе решения задачи, и проводился рефлексивный мини-тренинг, то задание на групповую работу давалось на понимание – «Выделить, что понятно, и что не понятно».

Общее заседание обнаружило, что для детей этого возраста не понятна функция остановки, и «Что такое идеальное решение».

3 день. Было предложено по группам построить идеальное решение уже решённой во время лекции задачи. Жанр этой задачи -  «данетка» - позволил на общем заседании различить те вопросы, которые решающий задаёт себе («внутренние вопросы»), и данных задания достаточно для ответа, и «внешние» вопросы, которые требуют обращения к ведущему задачу. Возникло предположение, что иногда данных достаточно для того, чтобы получить ответ, задавая только внутренние вопросы, а бывают задачи с недостающими данными. Важным каждый раз является установление отношения между некоторыми данными, которые ещё и надо выделить.

4 день. День, когда произошло обращение – лекция читалась про понимание, а задание на групповую работу требовало построение способа действия (представления), и формулировалось как выбор между тремя заданиями:

·  выделить способы, которыми вы понимали лекцию.

·  Понять фразу академика «Любое значение не достаточно и сомнительно».

·  Из центра Галактики прилетел инопланетянин. Как организовать взаимопонимание?