Работа со сновидениями. Практическое руководство, страница 2

Сборным педагогическим коллективом Красноярского Краевого Инновационного Комплекса Развивающего Обучения (ККИКРО) во время школьных каникул, начиная с 2000г. была опробована форма системы выездных интенсивных школ, проходящих под названием: «Обитаемый остров», «Свободный разум», «Интеллектуальное рождество», «Учебное исследование».

Апробация показала, что уже с 3го класса дети хотят и могут продуктивно работать в другом режиме и, что необходимо вводить дополнительные формы образования для подростков.

Система подобных выездных школ ориентирована на прояснение механизмов личностного самоопределения школьников-подростков и на  поиск эффективных педагогических средств инициации поддержки для самоопределения и самообразования. Также она ориентирована на развитие педагогической культуры и педагогических техник у сотрудников школ и формирование содержания воспитательных процессов с точки зрения требования процессов развития мышления и деятельности.

Анализируя литературу, описывающую различные школы, опубликованную за последние десятилетие, можно выделить два полярных типа описаний: один - из предельно–внешней позиции, трактующий общий культурный, философско-методологический, экзистенциальный смысл школы; другой - из предельно – внутренней позиции, «увлеченной» описанием конкретного типа школ или передающей опыт отдельной школы. Тексты второго типа обычно страдают ярко выраженной «лабораторной» терминологией и оказываются понятными лишь очень узкому кругу «посвященных» – часто лишь тем, кто имеет подобный опыт переживаний и действия. Тексты первого типа, стремясь открыть общий культурно-исторический смысл школ, но при этом, естественно, размывается определенность понимания школы, происходит (в большинстве случаев) не контролируемый выход за рамки конкретных типов школ.

Непосредственным объектом описания в дипломной работе  является описание образовательного процесса и культурного пространства выездного интенсивного образовательного модуля (ИОМ), как содержательной модели образовательного процесса для подростков.

В ходе выполнения дипломной работы решались следующие задачи:

1.  Разработать концептуальные основания проекта, позволяющее увидеть его надобность.

2.  Дать анализ отдельных мероприятий, которые предлагаются как образцы для реализации в рамках этого проекта.

 В первой главе дипломной работы, описан ИОМ в его концептуальном замысле. В первом параграфе описаны организационные образовательные проблемы, во втором проблемы языка описания. Во второй главе «Учебное исследование и образовательное пространство» описаны замыслы, предложены  распорядок дня и предполагаемые результаты. Описаны результаты разработки, двух конкретных ИОМ, зимний ИОМ «Интеллектуальное рождество» и весенний ИОМ «Учебное исследование».

В заключении дипломной работы сказано, что в результате, разработана концепция набора в ИОМ. Проведена пробная реализация. Проведена проба для ИОМ «Интеллектуальное рождество» и ИОМ «Учебное исследование». Одним из результатов является положительное отношение со стороны родителей, учеников, управленцев образования.    

Так же в дипломной работе имеются приложения. В первом приложении описанопонимание возрастных кризисов в современной психологии, во втором подробное описание проводимых форм в ИОМ и комментарии к ним, в третьем приложении приведены работы участников ИОМ, а также их высказывания, впечатления.

Глава 1. Концептуальное основание интенсивного образовательного модуля.

Помнят ли родители, когда последний раз разговаривали с ребенком, как с человеком? Интересовались ли хоть раз тем как он видит мир, что о нем думает и как представляет себе свое собственное будущее? Если да, и если подобные разговоры о смысле бытия наличествуют в отношениях между родителями и детьми, то будущее их детей можно не беспокоиться.

Ученые в большей степени это относится, безусловно, к психологам, к сожалению, отмечают, что в обществе складывается иная тенденция, внутрисемейных отношений. Ребенок оказывается, по сути предоставленным самому себе. Его воспитывают школа, телевизор, улица - кто угодно, только не собственные родители. Говоря научным языком, произошел распад культурных форм совместной жизни родителей и детей. Последние растут не полюбленными. Заботиться о ребенке, тревожиться за него – еще не значит любить, а ведь именно они, те, которые смотрят нам в глаза пока еще снизу вверх, и есть наше будущее. Каковы они – таковы и мы, взрослые, и наоборот.