Работа со сновидениями. Практическое руководство, страница 46

Те: «Ну как же!?»

Когда эта ситуация воспроизвелась три раза, дети - как мне кажется - озадачились.

^ Комментарии.

1. Я ни в коем случае не утверждаю, что верить нужно больше рисунку, чем словам. Дело не в этом. A.M. Аронов как-то пару лет назад спросил меня (после того, как я провела с его РО-шными детьми занятие по ИЗО перед олимпиадой): «Говорят, что РО-шные дети эмоционально бедны. А тебе как показалось?» Я тогда ответила решительно отрицательно,  и теперь считаю также. Но могу в качестве гипотезы выдвинуть следующее утверждение: с эмоциональной сферой у РО-шных детей все нормально, они могут переживать различнейшие состояния и настроения, но статус этих переживаний и, в частности, статус выражения в рисунках и других текстах переживаний для самих же детей крайне низок. Тем самым, статус художественного также низок (оно - искусство — интересно, но в смысле познания и выражения истины - несостоятельно).

2. И во время работы на мастерской, и на творческой задаче я заметила, что у детей несколько беден арсенал возможных взаимоотношений и связей, которые они могут представлять и обсуждать. Хорошо улавливаются «вещные» взаимоотношения («часть-целое» и взаиморасположение в пространстве), а так же отношенческое (одно заставляет другое). Мне кажется, можно целенаправленно поработать на расширение списка; иначе не удается «помысливать» вместе с ними достаточно сложные темы (такие, как предложенная на мастерской или на творческой задаче). На одном из занятий мастерской был сделан шаг в этом направлении, можно утверждать, что произведения искусства -хороший материал для обнаружения и осмысления разного типа взаимоотношений и связей.



*Дж.Тейлор Работа со сновидениями. Практическое руководство. Изд. Инст. Психотерапии. Москва, 2000.