Частная методика преподавания дисциплины “Тактико-специальная подготовка”, страница 9

Вопрос для доклада студентами должен ставиться всей группе. Преподаватель должен быть убежден в том, что его вопрос правильно понят всем взводом. Доклад нужно заслушивать внимательно, не прерывая отвечающего. Неточные формулировки нужно замечать, а затем указывать на них по окончанию доклада. Замечания, относящиеся к искожению терминологии, названий пунктов и произношения отдельных слов, необходимо сделать сразу.

Не рекомендуется заслуживать до конца путанный и непонятный доклад или рассуждения не по существу вопроса. Подобные доклады следует умело, с тактом прервать, указывая студенту на отсутствие у него четкости изложения, на его неумение рассчитывать время и т.д.

В тех случаях, когда предстоящий доклад занимает много времени его целесообразно заслушать по частям, привлекая для этого нескольких студентов. Например, при оценке командиром подразделения химических войск обстановки, следует последовательно заслушать оценку противника, своего подразделения или части, оценку местности,     

радиационной и химической обстановки, погоды и выводы из оценки каждого элемента

- 17 -

 обстановки.

Обучение студентов знанию основных положений уставов, “Наставления по обеспечению боевых действий Сухопутных войск” часть 5, книга 1 и 2 является главным для проведения группового упражнения.

Преподаватель должен особо подчеркнуть, что действия студентов, их доклады в роли командира подразделения, будут только в том случае правильными, если он будет твердо знать в какой последовательности и что он должен отразить, например решения и отдача приказа, как осуществить управление подразделениями в ходе выполнения задач и т.д.. Для этого нужно потребовать от студентов, чтобы они наизусть знали последовательность и содержание работы командиров подразделения после получения задачи.

При заслушивании докладов преподаватель должен обратить внимание прежде всего на их полноту, все ли пункты, например, приказа командира подразделения отражены в нем.

Кроме того, нужно обращать серьёзное внимание на содержание докладов, учить, чтобы студенты находили самое существенное в работе командира.

С таких позиций преподаватель должен подходить к каждому докладу студентов. При этом нужно не просто заслушивать варианты докладов “представительствовать” на занятии, представляя слово тому или иному студенту, а все время учить их, стремясь дать им по каждому изученному вопросу, глубокие знания и твердые навыки, на которые они будут опираться при своей работе в войсках, в случае их призыва на действительную службу по окончании ВУЗа. К этому необходимо стремиться на каждом групповом занятии.

Только в этом случае можно быть уверенным в том , что в будущем в любой обстановке обучаемой всегда будет действовать правильно.

В тех случаях, когда студенты затрудняются четко сформулировать свое решение или изложить доклад, преподаватель должен быть готов выступить в этой роли и дать образцовую формулировку. Учитывая важность метода показа в обучении студентов, преподаватель должен выступать хотя бы с одним образцовым докладом на каждом занятии. При этом студенты должны записать выводы или решения, доложенные руководителем занятия. И вообще преподаватель должен обратить особое внимание на ведение записей студентами в ходе занятия. Студенты должны самостоятельно, по ходу занятий записывать в рабочие тетради выдержки из наставлений, уставов, приказов и директив, основные расчеты и элементы работы командиров подразделений. Это способствует более  твердому усвоению и запоминанию учебного материала.

Весьма важным в методическом отношении является умение преподавателя исправить в ходе занятия необоснованные и неправильные решения студентов. Всякое решение является следствием выводов из оценки обстановки. Поэтому, и исправление того или иного решения нужно начинать с установления ошибок, которые были допущены студентом при уяснении задачи и оценке обстановки.

Опыт показывает, что иногда студенты принимают решение, которое не совпадает с вариантом решения, предложенным автором в методической разработке.

Обоснованные решения студентов необходимо утверждать, тем самым исключая шаблон в преподавании и развивая у них инициативу и самостоятельность. Это также повышает уверенность студентов в своих занятиях, чувство ответственности за принятое решение и настойчивость в его выполнении.

Во время групповых упражнений у студентов возникает много вопросов, на которые преподаватель должен дать обоснованные ответы. Может иметь место случай, когда преподаватель не готов в данный момент дать исчерпывающий ответ. Тогда целесообразнее ответить на него на следующем занятии. Иногда, прежде чем ответить на вопрос, преподаватель может заслушать ответ самих студентов. Это вызовет интерес у всей группы, дает преподавателю возможность привлечь их внимание к каждому вопросу, а потом

- 18 -

сделать убедительное заключение.

Однако, при этом не следует заставлять отвечать первым того студента, который задал данный вопрос.

 Большое значение для лучшего усвоения учебного материала имеет наглядность обучения. На групповых упражнениях это достигается широким использованием классной

доски, схем, слайдов, образцов документов и хорошо отработанных карт.

             Изучение каждого учебного вопроса должно заканчиваться частным разбором или заключением руководителя занятий. Частный разбор особенно необходим тогда, когда имеются несколько решений, или различных толкователей в сложившейся обстановке.

Преподаватель обязан доказать ошибочность одних и целесообразность других решений и дать свое заключение, дополнительные вопросы студентов не допускаются.

В ходе занятий готовится материал для общего разбора, на котором обычно указываются требования руководящих документов на учебный год, учебные цели и их выполнение, оценке действий студентов. При анализе работы обучаемых необходимо кратко напомнить обстановку, показать сильные их слабые стороны решений студентов по этой обстановке, какие наиболее оптимальные решения могли быть выработаны и почему обучаемые не пришли к ним.