Частная методика преподавания дисциплины “Тактико-специальная подготовка”, страница 10

Здесь уместно сослаться на основные теоретические положения темы, показав тем самым узкие места в подготовке отдельных студентов.

В общем разборе необходимо дать оценку действиям студентов, обратив особое внимание на четкость и творческий характер их действий в роли различных должностных лиц, на ведение рабочих карт и оформление других боевых документов; дать оценку командного языка и голоса.

4.2.4. Проведение групповых упражнений на местности.

При проведении групповых упражнений на местности, преподаватель после объявления темы и вступительного слова проверяет экипировку и готовность студентов к работе в поле, полноту нанесения обстановки на рабочие карты, и наличие необходимых записей в рабочих тетрадях в соответствии с заданием на самоподготовку. Вступительная часть заканчивается, как правило, постановкой контрольных вопросов по организации и возможностям подразделений химических войск.

Занятия в поле на каждой рабочей точке необходимо начинать с топографического и тактического ориентирования, которое проводят студенты. В результате такого ориентирования обучаемые должны запомнить названия местных  предметов и населенных пунктов, их взаимное расположение, знать место изучаемого подразделения в боевом порядке войск.    

На полевых занятиях необходимо развивать у обучаемых реальные пространственно- временные представления о характере боевых условий, прививать навыки конкретной работы на местности. Поэтому наиболее важным методическим принципом, которым следует руководствоваться на этих занятиях является решением вопросов о действиях изучаемого подразделения в пределах наблюдаемой местности только по местным предметам.

Обращение к картам должно иметь место для справок и решения вопросов, касающихся действий войск за пределами наблюдаемого пространства.

Другим важным методическим принципом при проведении таких занятий следует считать решение всех вопросов в полном соответствии с реальными условиями конкретной местности и погоды на день проведения занятия.

В соответствии с этими принципами при отработке задач, например, по действиям подразделений обработки вооружения и боевой техники /тема11/. Преподаватель должен обратить внимание на то, чтобы студенты пользуясь ориентирами и местными предмета-

- 19 -

ми могли доложить свое решение на выбор элементов РСО, районов ожидания и сбора обрабатываемых подразделений, места КПП, площадок обработки техники и вооружения, обозначить указками расположение специальных машин на ПуСО, путей подъезда и выезда и въезда для обрабатываемой техники, выбрать место КПП командира взвода.

Отработка каждого учебного вопроса должна заканчиваться частным разбором преподавателя.

Переезд с одной учебной точки на другую, должен осуществляется по решению обучаемых. Для этого необходимо создавать обстановку, которая вынуждала бы их принять решение на перемещение командно-наблюдательного пункта взвода в новый район.

Одной из особенностей занятий на местности является то, что студентам после проведение рекогносцировки, принятий решений и т.д. требуется оформить результаты своей работы в виде схем и донесений, отрабатываемых, как правило, на обратной стороне карт. Преподаватель учит студентов составлять различные документы и оформлять рабочую карту в полевых условиях.

На последней рабочей точке проводится разбор всего занятия.

Изложенные выше вопросы методики проведения групповых упражнений на картах и местности, затрагивают лишь самые основные положения этого сложного и многогранного процесса.

Специальные методические приёмы для проведения конкретных занятий на различных курсах указываются в методических разработках и в планах проведения занятий преподавателей.

4.2.5. Проведение тактико-строевых занятий.

Тактико-строевые занятия являются начальной формой практических занятий со студентами по тактико-специальной подготовке на местности. На тактико-строевом занятии учебные вопросы отрабатываются по составным элементам, последовательно с повторением их до тех пор, пока не будет достигнуто правильное исполнение всех элементов. Они проводятся на сокращенных интервалах и дистанциях.

Тактико-строевые занятия имеют цель привить студентам умение и первоначальные практические навыки в выполнении обязанностей командиров подразделений, отделений, взводов и командиров расчетов, а также приёмов и действий в составе подразделения при выполнении специальных задач. Они проводятся на материальной части и без нее.

Эти занятия проводятся перед тактико- специальными занятиями со штатной специальной техникой.

Основной метод обучения на тактико-строевых занятиях упражнения /тренировка/ в выполнении приемов и способов действий на местности.

Тактическая обстановка на тактико-строевых занятиях создается для отработки каждого учебного вопроса.

Проведение тактико-строевого занятия осуществляется по следующей схеме:

- организация занятий,

- движение в район проведения занятий и обратно,

- отработка учебных вопросов,

- разбор занятий.

Организация занятия является необходимым и важным элементом занятия, для неё должно отводится 20 минут.

Тактико-строевые занятия организуются в расположении академии.

Перед началом занятия преподаватель принимает выделенную на занятия специальную технику.

Командир взвода студентов или его заместитель, выстраивает взвод на площадке до начала занятий и докладывает преподавателю о готовности взвода к занятию. Приняв рапорт, руководитель занятия осмотром внешнего вида, проверяет наличие экипировки,

- 20 -

материальное обеспечение, теоретическую подготовку студентов к занятиям и полноту нанесения тактической обстановки на рабочие карты.

После устранения выявленных недостатков, преподаватель формирует из числа студентов изучаемое подразделение войск РХБЗ, штатной организации и приступает к отработке элементов подготовки к выдвижению.

После контрольного осмотра преподаватель вводит обучаемых в тактическую обстановку и в роли старшего командира /начальника/ ставит задачи на марш, маршрут которого подходит к району тактико-строевого занятия.