Частная методика преподавания дисциплины “Тактико-специальная подготовка”, страница 14

В проведении каждого занятия по методической подготовке принимают участие несколько студентов, каждый из них проводит часть занятия по указанию преподавателя. Для максимального охвата студентов, привлекаемых для проведения занятий, преподавателем проводится смена руководителей занятий после отработки каждого учебного вопроса. Перед сменой производится краткий частный разбор.

Занятия по методической подготовке проводятся на студентах взвода. В ходе занятий, как и при подготовке к ним, преподаватель стремится развивать и поддерживать все новое, передовое, интересное, что вносит студент в проведения занятия, одновременно устраняя недостатки и исправляя неправильные приемы и действия.

Ответственным моментом в проведении методического занятия является разбор. От его качества в значительной мере роль, которую данное занятие может сыграть в формировании методических качеств у студентов. Также если студент провел занятие недостаточно уверенно, обстоятельный анализ его действий поможет ему и всей аудитории разобраться в причинах допущенных ошибок и сделать нужные выводы. Поэтому в ходе разбора преподаватель сначала дает возможность студенту самому оценить свои знания, затем предоставляет слово остальным обучаемым и наконец, сам отмечает положительные стороны и недостатки и выставляет оценку.

По мере приобретения методических навыков студенты привлекаются к проведению занятий в качестве помощников руководителей и руководителями на учебных местах.

В период проведения учебных сборов в войсках на тактико-специальных учениях совершенствуются командирские, методические и практические навыки в управлении подразделениями. С этой целью составляется боевой расчет роты /взвода/, в котором часть студентов назначается командирами подразделений /расчетов/, а другие выполняют обязанности в качестве солдат, приобретая практические навыки в выполнении обязанностей номеров расчета. В ходе учения какой-либо учебной задачи, производится новый расчет для смены с такой целью, чтобы как можно больше студентов потренировались в управлении подразделениями.

Практические навыки в действиях при вооружении студентам прививаются и совершенствуются в ходе занятий, а также на тренировках, планируемых военной кафедрой. Особое внимание в процессе практического обучения должно быть уделено выполнению студентами нормативов №5-11, 16, 18-23 по тактико-специальной подготовке. Сроки отработки нормативов, предусмотренной программой, определяются начальником военной кафедры.

Обучение студентов выполнению практических приемов /действий/ должно проводится в следующей последовательности: образцовый показ приема /действия/ в целом, разучивание приема /действия/ по элементам, а затем слитно, проверка правильности и его выполнения обучаемыми, тренировка обучаемых в выполнении приемов /действий/ в установленное нормативом время.

- 28 -

6. Потребность в классно-лабораторной, учебно-полевой и тренировочной базе и   методика ее использования в учебном процессе.

Повышение качества подготовки студентов во многом зависит от состояния учебно-материальной базы и обуславливается необходимость постоянного ее совершенствования. Она является одним из решающих условий успешного обучения студентов и представляет собой совокупность различных ее элементов составляющих основу оборудования учебных классов.

Для отработки учебной программы по тактико-специальной подготовке на цикле создана и продолжает создаваться учебно-материальная база как для теоретического, так и для практического обучения студентов.

Учебные классы цикла оборудованы с учетом предназначения частей и подразделений войск РХБЗ и наиболее важных задач, решаемых ими при осуществлении мероприятий РХБ защиты.

В настоящее время, для отработки программных вопросов по тактико-специальной подготовке оборудованы следующие специализированные классы:

- класс химического и химико-технического обеспечения,

- класс организационно-штатной структуры,

- автоматизированный класс,

- методический кабинет.

Находится в завершающей  стадии оборудования специализированный класс боевого управления.

Первые два класса отражают штатно-организационную структуру подразделений войск РХБЗ, задачи, решаемые ими и возможности по их выполнению; порядок развертывания в районах выполнения работ; обязанности должностных лиц; основные нормативы и порядок всестороннего обеспечения в основных видах боя. Здесь же раскрывается последовательность и содержание работы командиров подразделений войск РХБЗ с момента получения задач до окончания их выполнения.

Автоматизированный класс предназначен для:

1. Проведения занятий с офицерами кафедры и офицерами запаса 1 разряда

2. Проведение занятий со студентами всех ВУС по ТСП и СП

3. Проведение тренировок со всеми категориями обучаемых по работе на приборах средствах связи подразделений войск РХБЗ.

4. Привития командных навыков студентами при действиях в роли командиров отделений /взводов/ и номеров расчетов.

Методический кабинет дает методические основы работы преподавателей и студентов по подготовке к проведению различных форм занятий. Содержание кабинета раскрывает характерные приемы и способы, используемые на занятиях и приводятся варианты планов их проведения. Технические средства обучения, которыми оборудован кабинет, дают возможность преподавателям цикла совершенствовать свои практические и методические навыки при подготовке к проведению того или иного занятия.

Кроме того, методический кабинет является базовой аудиторией для проведения инструкторско-методических занятий перед началом изучения новых тем.

В связи с тем, что основу подготовки студентов по тактико-специальной подготовке составляют полевые занятия, а закрепленной территории, на которой можно было бы оборудовать учебно-тактическое поле, кафедра не имеет, то поэтому на цикле существует серьезная проблема обучения студентов предмету тактико-специальная подготовка и привития им твердых практических и командных навыков при выполнении функциональных обязанностей номеров тех или иных расчетов.