Частная методика преподавания дисциплины “Тактико-специальная подготовка”, страница 11

Зачем, назначенные студенты в роли командира изучаемого подразделения, отрабатывают все элементы командирской работы по подготовке к маршу, производят посадку на машины и выдвигаются в назначенные районы. При необходимости руководитель занятия, сразу после отдачи им приказа на марш, производит посадку на машины и дает сигнал на выдвижение.

Движение в район занятия и обратно.

Производится за счет учебного времени. Время перемещения используется для отработки вводных планов проведения занятия. Как правило, это время используется для тренировки студентов в ориентирование на местности в преодолении участков заражения, для отражения внезапного нападения мелких групп противника, борьбы с низколетящими целями, в действиях по вспышке ядерного взрыва и т.д. Во всех случаях при отработке вводных, руководитель занятия должен строго следить за соблюдением студентами и водителями мер безопасности. С прибытием в район занятия руководитель проверяет наличие грифованной литературы, оружия, проводит краткий разбор действий студентов по вводным и проводит топографическое и тактическое ориентирование.

Топографическое ориентирование заключается в умении точно определить точку стояния и стороны горизонта, видимые населенные пункты, высоты, рощи, водные рубежи и важнейшие местные предметы, которые могут служить ориентирами.

Тактическое ориентирование включает определение на местности линии боевого соприкосновения, границ районов, расположения различных элементов боевого порядка.

После доклада студентами топографического и тактического ориентирования руководитель занятия приступает к отработке учебных вопросов.

Обработка учебных вопросов – основная часть тактико-строевого занятия.

Отработка учебных вопросов на тактико-строевом занятии проводится в следующей последовательности: руководитель называет учебный вопрос, вводит обучаемых в тактическую обстановку, указывает порядок отработки данного вопроса по элементам, рассказывает и показывает выполнение каждого элемента и требует от студентов действовать в роли командиров подразделений и составе отделений /расчетов/ подразделения в соответствии с обстановкой сначала по элементам, а затем слитно по всему учебному вопросу. Сам же, внимательно наблюдая за действиями студентов и заметив недостатки в действиях, останавливает их, указывает им допущенные ошибки, объясняет, а если необходимо, вновь показывает как правильно выполнять прием или действие командира и требует повторения действия до тех пор, пока не добъётся правильных действий всеми студентами выполняют прием /действие/ достаточно четко и осмысленно, руководитель проводит частный разбор и переходит к отработке следующего учебного вопроса.

По окончании отработки всех учебных вопросов проводится общий разбор занятий.

В разборе указывается:

-наименование темы, учебных целей, учебных вопросов занятия

-полнота достижения учебных целей

-соответствие действий обучаемых требованиям уставов и наставлений

-положительные и отрицательные приемы действий студентов

-выполнение взятых обязательств по отработанным нормативам и задачам

- 21 -

-объявление оценок

-задание для самостоятельной работы.

4.2.6 Проведение тактико-специальных занятий.

Тактико-специальные занятия являются одним из основных видов занятий со студентами по тактико-специальной подготовке на местности со штатной специальной техникой. Они проводятся после тактико-строевых занятий по теме и имеют целью привить студентам прочные умения и навыки, а также морально-психологические качества, необходимые для уверенного выполнения обязанностей командиров подразделений при организации и выполнении специальных задач и для совершенствования профессиональной подготовки студентов.

В комплексе с темами тактико-специальной подготовки должны совершенствоваться навыки студентов в работе с картой, в ориентировании на местности, инженерной подготовке, выполнении нормативов по 30м.

Тактико-специальные занятия планируются и проводятся только при обработке тем взводной тематики и является завершающим этапом изучения каждой темы.

Тактико-специальные занятия проводятся на разнообразной и по возможности незнакомой местности, в сложной и быстро меняющейся обстановке.

Время, отводимое на занятие, полностью используется для действий подразделений войск РХБЗ при выполнении ими специальных задач.

Обозначение действий противника на занятиях осуществляется специально выделенной для этого группой имитации.

Проведение тактико-специальных занятий осуществляется в строгом с методической разработкой и планом проведения занятия. Методическая разработка является установочным документом цикла для преподавателей по вопросу организации и методики проведения занятия.

Методическая разработка может состоять из нескольких разделов и необходимых приложений и, как правило, содержит следующие сведение: номер и наименование темы; учебные и воспитательные цели; время на тему; общие организационно-методические указания по отработке темы, включающие количество занятий; время на каждое занятие; особенности организации и методики их проведения; наименование каждого занятия, его учебные и воспитательные цели; время и место проведения; перечень учебных вопросов, методические указания по вводной части; проверка подготовки студентов к занятию; отработка каждого учебного вопроса и заключительной части занятия; материально-техническое обеспечение; литература.

Исходные данные для разработки методического материала по теме содержатся в тематическом плане, который определяет наименование темы, количество времени на ее отработку, наименование каждого занятия с перечнем учебных вопросов, материального обеспечения и литературы. Учебные и воспитательные цели на тему и каждое занятие определяет преподаватель разработчик.

Для проведения тактико-специального занятия руководитель, на основании методической разработки, составляет план проведения занятия, который представляет на утверждение не позднее двух дней до его проведения. Он включает: наименование темы и занятия, учебные и воспитательные цели, время, метод и место проведения, материально-техническое обеспечение, указания по особенностям проведения занятий, перечень отрабатываемых вопросов с расчетом времени и методики отработки учебных вопросов.