Частная методика преподавания дисциплины “Тактико-специальная подготовка”, страница 29

На подготовку и сдачу курсовых экзаменов студентом представляется 3-4 дня за счет времени, отводимого учебным планом в экзаменационную сессию.

К курсовым экзаменам допускаются студенты, выполнявшие все задания военной кафедры и сдавшие зачеты.

Курсовые экзамены принимаются по билетам, утвержденным начальником военной кафедры. В каждом билете включается 3-5 вопросов в зависимости от их сложности и объема содержания программного материала, из них не менее 50% практических.

Экзамены и зачеты принимают, как правило, преподаватели, проводящие занятия в учебном взводе. Успеваемость студентов на экзаменах определяется оценками: “отлично”, “хорошо”, “удовлетворительно” и “неудовлетворительно”. Все оценки заносятся в экзаменационную ведомость, а положительные – в зачетную книжку студента. В представляемых в ректорат экзаменационных ведомостях, а также в зачетных книжках все военные дисциплины именуются военной подготовкой.

Выпускные экзамены являются заключительным этапом подготовки офицеров запаса. Они имеют цель проверить степень усвоения студентами программы военного обучения, определить командные, методические и практические навыки, умение эффективно использовать возможность техники и вооружения в бою.

К выпускным экзаменам допускаются студенты прошедшие полный курс военной подготовки на военной кафедре и учебные сборы. На проведение экзамена выделяются 3-5 дней на учебный взвод /2-3 дня на подготовку и 2 на сдачу экзамена/.

Выпускные экзамены проводятся в учебных заведениях и в воинских частях на местности с использованием необходимой военной техники, вооружение и включают проверку знаний, умений и навыков студентов в объеме программы.

В начале экзамена для подготовки к ответу вызываются 3-4 человека. После того, как сдаст экзамен очередной студент, вызывается следующий. Время на подготовку к ответу студентам отводится до 45 минут и на ответ по билету не более 30 минут.

Во время экзамена студенты могут пользоваться программами военной подготовки, а с разрешения экзаменатора также справочником, плакатами и другими пособиями.

Члены комиссии в целях полного выяснения знаний экзаменуемого, могут задавать дополнительные вопросы в объеме программного материала.     

 Если экзаменуемый студент не может ответить на вопросы билета, ему разрешается взять другой билет, но оценка за ответ снижается на один балл.

Оценка знаний и практических навыков студентов в ходе экзамена определяется по частным оценкам ответов, выполненного приема /действий/ на вопросы.

При трех, четырех /пяти/ частных оценках выводится:  

“ОТЛИЧНО ”, если в частных оценках не более одной /двух/ оценки “хорошо”, а остальные “отлично”, в том числе за практические навыки, действия.

“ХОРОШО”, если в частных оценках не более одной /двух/ оценки “удовлетворительно”, а остальные “хорошо” или “отлично”, в том числе за практические навыки, действия;

“УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО”, если не более одной частной оценки “неудовлетворительно”, за исключением оценки за практические навыки, действия;

“НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО”, если не выполнены условия на оценку “удовлетворительно”.

Студенты, не сдавшие выпускного экзамена по военной подготовке, допускаются к повторной сдаче в сроки, устанавливаемые выпускной экзаменационной комиссией, но не позднее чем через 3 месяца до окончания учебного заведения.

10. Методика подготовки преподавателей к занятиям.

В целях подготовки и качественного проведения каждого занятия составляется план проведения занятия.

План занятий разрабатывается преподавателем в произвольной форме и включает наименование занятий, учебную и воспитательную цель, время и место проведения, перечень отрабатываемых учебных вопросов с расчетом времени, материально-техническое обеспечение, краткое содержание учебных вопросов.

Конкретное содержание плана зависит от вида занятий, подготовленности и опыта преподавателей.

При составлении плана занятия используются методические рекомендации, указанные в методических разработках и других учебных документах. План занятия представляется на утверждение непосредственному начальнику, как правило, не позднее двух дней до его начала.

Подготовка к лекции.

Лекция является одним из важнейших видов занятий, вводит обучаемых в основу научных знаний по тактико-специальной подготовке, знакомит студентов с основными научно-теоретическими положениями и методологией дисциплины, показывает её взаимосвязь с другими отраслями знаний. Лекция выступает как орудие формирования знаний, мышления и мировоззрения. Учитывая силу и значение устного изложения, живого слова преподавателя, она не может быть заменена ни учебником, ни другими учебно-методическими  материалами.

Содержание лекции должно увлекать студентов свежестью материала, соответствующего последним достижениям в области военной науки и техники, опыта боевой подготовки войск РХБЗ.

В лекциях по тактико-специальной подготовке должны излагаться только главные положения, касающиеся основ и принципов боевого применения частей и подразделений войск РХБЗ;  их структурная организация и возможности; условия и способы передвижения войск РХБЗ; тактики  действий подразделений и частей войск РХБЗ при выполнении различных задач РХБ защиты; содержание и последовательности работы командиров подразделений войск РХБЗ в бою.

Сущность этих положений раскрывается и обосновывается тактико-техническими расчетами, примерами из опыта учений, Великой отечественной войны и локальных войн.

Материалы лекций по тактико-специальной подготовке должны содержать анализ возможных методов подхода к решению стержневых вопросов тактики войск РХБЗ, применительно к конкретным условиям боевых действий частей и подразделений войск РХБЗ, а также соответствующие рекомендации, базирующие на результатах военно-научных исследований, которые используются в учебном процессе и практике боевой подготовки войск РХБЗ.

Новизна вопросов на лекции имеет положительное значение для правильного понимания студентами содержания и направления развития военно-теоретической мысли. Поэтому в лекциях следует освещать некоторые проблемные вопросы, показывая возможные пути их разрешения, анализируя высказываемые точки зрения по спорным вопросам.