Частная методика преподавания дисциплины “Тактико-специальная подготовка”, страница 8

- 15 -

каждого учебного вопроса, каким требованиям должны удовлетворять выступления студентов.

После вступительного слова, преподаватель объявляет учебный вопрос семинара, указывает время для выступления и предлагает выступить одному студенту с рефератом /докладом/. Практика показывает, что первому докладчику следует давать 15-20 минут. После заслушивания основного докладчика, преподаватель представляет возможность другим обучаемым задавать докладчику вопросы, а затем развить или уточнить содержа-

ние реферата или ответов на вопросы. Выступления студентов заслушивается по вызову преподавателя или добровольно, для выступления обычно дается 5-10 минут.

При обсуждение всех вопросов на семинарском занятии необходимо добиваться, чтобы выступающие докладывали свободно, не прибегая к чтению конспектов, старались формулировать свои мысли сжато, без повторений. Нужно всемерно поощрять аргументирование студентами своих выступлений различными расчетами, ссылками на примере войсковых учений, опыт Великой Отечественной войны и локальных войн.

Поощряться также должны студенты умело пользующиеся классной доской и иллюстрированным материалом, который нужно брать на семинар.

Необходимые поправки к неточностям формулировок, оговоркам или повторениям студентам при обсуждение учебных вопросов семинара, можно сделать после выступления. однако каждое принципиально-неправильное толкование важных положений, грубые оговорки или отклонения от существа рассматриваемого вопроса требует немедленной реакции преподавателя.

Предоставляя обучаемым необходимую самостоятельность, преподаватель в ходе семинара как бы ведет мысль студентов в необходимом направлении, подсказывает правильные решения, раскрывает тонкость изучаемого материала, разъясняет ошибки.

При этом надо стараться, чтобы вмешательство в ход семинара не подавляло аудиторию и внешне не было слишком заметным. Таким образом, искусство преподавателя проявляется в том, чтобы возразить необходимые мысли и идеи устами участников семинара.

После обсуждения каждого вопроса преподаватель должен сделать краткое заключение, в котором подводит итог высказанным студентами мнениям, исправляет допущенные студентами ошибки, приведя при этом убедительные доказательства и добиваясь единства взглядов по рассматриваемому вопросу.

Некоторые вопросы могут быть разъяснены в общем заключение в конце занятия.

Исключительно важное воспитательное значение имеет заключительное слово преподавателя, продолжительность которого может быть 5-10 минут. В нем со ссылкой на официальные источники он разъясняет существо основных теоретических положений, дает правильное толкование тех вопросов, по которым высказывались ошибочные взгляды, оценивается подготовка студентов к занятию, с указанием тех, кто хорошо подготовлен и тех кто недостаточно усвоил тему пассивно вел себя на занятии. Затем даются указания студентам о способах и сроках устранения пробелов в их теоретической подготовке.

4.2.3 Проведение групповых упражнений

Проведение групповых упражнений на картах

Сущность группового упражнения заключается в том, что студенты в начале самостоятельно и с помощью консультации преподавателя заблаговременно изучают рекомендованную литературу, созданную тактическую подготовку.

С началом занятия руководитель объявляет оперативное время и указывает, в какой роли действует обучаемые, а затем последовательно отрабатывает все учебные вопросы на фоне конкретной обстановки.

- 16 -

Действуя в роли командира подразделения химических войск, студенты докладывают и обосновывают свои решения, ставят задачи, организуют взаимодействие и т.д.

Групповые упражнения обеспечивают развитие у обучаемых по своей специальности, установление единства понимания ими уставных положений, основ применения подразделений и частей химических войск.

Групповые упражнения могут проводится на картах в аудитории и на местности.

Большинство групповых упражнений по дисциплине ” Тактико-специальная подготовка” проводится на картах в аудитории, а в перспективе будут проводится на макете и на местности. Посредством их достигается постепенный переход к тактико-строевым и

тактико-специальным занятиям по наиболее важным темам той, или другой специализации.

Последовательность и методика отработки учебных вопросов для достижения поставленных целей по заданной теме, определяются в методической разработке.

Любое групповое упражнение можно разделить на три части:

-проверка подготовленности обучаемых к занятию

-отработка намеченных вопросов

-общий разбор

Во вступительном слове, преподаватель кратко излагает роль данного занятия в обучение студентов, приводит примеры из опыта учений, Великой Отечественной войны и локальных войн и напоминает требования руководящих документов, касающихся данной темы. Продолжительность вступительного слова не должно превышать 5 минут.

Проверка подготовленности обучаемых к занятию обычно проводится по следующим вопросам: полнота и правильность нанесения обстановки, наличия у студентов рекомендованной литературы и принадлежностей для работы с картой, внешний вид и соблюдения правил ношения военной формы одежды, а также знание студентами основных теоретических положений по отрабатываемой теме.

Проверка теоретической подготовленности студентов может проводится выборочно путем постановки двух трех контрольных вопросов и одновременно – контроль всех обучаемых путем письменного решения летучек.

Закончив проверку подготовленности студентов к занятию и сделав краткое заключение, преподаватель должен перейти к последовательной обработке учебных вопросов, применяя наиболее целесообразные методические приемы.

Перед отработкой первого учебного вопроса преподаватель коротко вводит студентов в тактическую обстановку, объявляет оперативное время, в какой роли будут выступать обучаемые, предоставляет время для обдумывания ответов и переходит к заслушиванию докладов.