Частная методика преподавания дисциплины “Тактико-специальная подготовка”, страница 12

- 22 -

В методических указаниях должны найти отражение: требования, предъявляемые к занятию приказами, уставами, наставлениями, методические приемы по достижению учебных и воспитательных целей, порядок подготовки и использования средств материально-технического обеспечения, меры безопасности занятия.

В методике отработки учебных вопросов /ход занятия/ в соответствии с содержанием, темы и последовательностью отработки учебных вопросов разрабатывается: тактическая обстановка, действия руководителя и его помощников, возможные действия обучаемых.

Тактическая обстановка разрабатывается для тактико-специального занятия, как правило, на карте. Она должна давать наглядное представление о характере действий противника и своих войск. Созданная тактическая обстановка должна позволить отрабатывать учебные вопросы в соответствии с требованиями современного боя, а также учебным и воспитательным целям.

Описание действий руководителя, его помощников и обучаемых, должно отвечать тактической обстановке. Изучая действия руководителя, необходимо стремиться, чтобы  они по своему содержанию не ограничивались перечнем команд и распоряжений, а предусматривали в первую очередь, применение приемов и способов, с помощью которых, руководитель в ходе занятия будет обучать студентов, воздействия на их создание, наблюдательность, создавая психологические и физические нагрузки, обеспечивать их активные практические действия на специальной технике в соответствии с конкретно сложившейся обстановкой и выполненной задачей.

Описание предполагаемых действий обучаемых должно представлять краткое перечисление практических мероприятий, которые студентам предстоит выполнить. При этом предполагаемые действия обучаемых разрабатываются с таким расчетом, чтобы они помогали преподавателю контролировать последовательность выполнения поставленной задачи, и делать выводы о сознательном восприятии этой задачи их активности. Отдельные элементы работы командира взвода, такие как, уяснение задачи, оценка обстановки, варианты решений и приказов, следует включать в приложения.

Обычно тактико-специальные занятия начинаются в расположении академии. Взвод выстаивается командиром взвода и представляется руководителю занятия.

Приняв рапорт, преподаватель проверяет экипировку студентов и наличие материального обеспечения занятия.

После этого преподаватель вводит обучаемых в тактическую обстановку / для этой цели можно назначить одного из студентов/, формирует из числа студентов подразделения /расчеты/ войск РХБЗ, в роли старшего командира /начальника/ ставит задачу на марш в районе проведения занятия, проводит контрольный осмотр техники и инструктирует по мерам безопасности и правилам дорожного движения водительский состав.

Переезд в район занятия и обратно для тренировки студентов в ориентировании на местности, преодолении участков заражения и других вводных.

С прибытием в район занятий, руководитель проверяет наличие оружия и карт, объявляет тему, учебные цели, основные вопросы занятия и приступает к отработке учебных вопросов на местности.

В роли старшего командира /начальника/ преподаватель отдает приказ или распоряжение и требует от студента, назначенного командиром подразделения, приступить к практическим действиям. При отработке вопросов организации выполнения задачи особое внимание уделяется отдаче устного приказа командиром отделения и выработки у обучаемых командного языка.

Если студенты, назначенные на должности, в период организации РХБ защиты боевых действий, допускают ошибки, руководитель, путем постановки отдельных вопросов, подводит обучаемых к правильным решениям и действиям.

- 23 -

В случае допущения грубых ошибок или нарушений мер безопасности, преподаватель приостанавливает занятия /делает/ тактическую паузу/, строит взвод и производит разбор допущенных ошибок или нарушений мер безопасности. Затем объясняет, а если необходимо, Лично показывает как нужно было действовать и после этого продолжает занятия.

Для привития командных навыков большому количеству студентов взвода в выполнении обязанностей командира соответствующего подразделения на тактико-специальных занятиях рекомендуется замена студентов, выполняющих эти обязанности.

Замену можно производить как во время перерывов, не прерывая взаимную связь отработки учебных вопросов, так и в ходе выполнения задачи, путем создания обстановки, вынуждающей вступить в управление студента, назначенного заместителем командира подразделения.

4.2.7. Проведение индивидуальных самостоятельных занятий       

В соответствии с Программой подготовки офицеров запаса из числа студентов высших учебных заведений, издания 1989 года не менее 20% из общего количества учебного времени на тактико-специальную подготовку отводится на проведение индивидуальных самостоятельных занятий под руководством преподавателя.

Они проводятся в целях активного приобретения студентами новых знаний, полученных на других видах учебных занятий, выполнение творческих заданий, а также для обучения студентов методам самостоятельной работы с учебным материалом.

Индивидуальные самостоятельные занятия под руководством преподавателя проводится в часы, определенные расписанием занятий.

- 24 -

Такими занятиями в дисциплине являются:

для ВУС – III000

Тема3/3 /2часа/

“Задачи РХБ защиты боевых действий Сухопутных войск. Части войск РХБЗ”.

Тема 7 /2часа/

“Правила ведения рабочей карты и составление схем”.

Тема 8/5 /4 часа/

“Оценка фактической радиационной обстановки”.

Тема 5 /2часа/

“Минно взрывные заграждения, средства минирования и разминирования”.

Тема 8/7 /2часа/

“Оценка химической обстановки”.

Тема 9/2 /4часа/

“Управление подразделениями войск РХБЗ”.

Тема 10/1 /4часа/

“Действия подразделений засечки ядерных взрывов и РХР”.

Тема 10/2 /4 часа/

“Основы боевых действий РХР”.

Тема 10/6 /4часа/

“Работа командира взвода РХР при организации и ведении разведки маршрутов выдвижения”.

Тема 11/1 /4часа/