Частная методика преподавания дисциплины “Тактико-специальная подготовка”, страница 30

В лекциях не должно быть ничего второстепенного, лишнего. Фактический материал, основанный на опыте войсковых, тактико-специальных учений и результатах военно-научных исследований включается в содержание лекции равно в таком количестве, какое необходимо для понимания студентами излагаемого учебного вопроса. Это могут быть примеры из войсковых учений о способах применения новой техники войск РХБЗ, по эффективности поражения различных целей огнеметными подразделениями, о степени снижения потерь объектов от ударов авиации при действии дымовых частей, о временных показателях при выполнении поставленных задач войсками РХБЗ и др. Приводимый в лекции фактической материал необходимо сопровождать обобщениями, придающими лекции убедительность и доказательность.

Лекция на два учебных часа разрабатывается в объеме 22-26 страниц машинописного текста.

В лекции, как правило, излагается 2-3 учебных вопроса. Обычно лекция состоит из трех основных частей:

- введения,

- основной части лекции,

- заключения.

В вводной части лекции излагается актуальность /значение/ темы; основная идея лекции; устанавливается связь данной лекции с предыдущими и последующими занятиями. Введение должно быть кратким и подготовить студентов к восприятию существа излагаемых учебных вопросов лекции.

Основную часть составляют учебные вопросы, где излагается научное содержание темы, все главные узловые вопросы, проводится вся система доказательств, с применением наиболее целесообразных методических приемов.

Доказательства необходимо строить на соответствующих сравнениях расчетах, подкрепленной практикой войсковых учений, боевой подготовки войск.

Каждый учебный вопрос заканчивается краткими выводами, логически подводящими к последующему вопросу лекции.

В заключении делаются выводы, вытекающие из всего содержания лекции, определяются задачи, стоящие перед студентами.

Иллюстрированный материал должен содействовать раскрытию главной идеи и подкреплять научные положения лекции. Недопустимо использовать для новой лекции материал, уже использованный в другой лекции. Иллюстрированный материал должен являть собой образец штабной культуры. По каждому вопросу должно быть не менее одной схемы /слайда, кадра, диафильма/, по возможности с таким же названием, в которой графически выражаются основные положения этого вопроса.

Подготовка к чтению лекции заключается в том, что лектор сначала про себя, а затем вслух произносит текст лекций, в начале без учета времени, а затем с часами в руках. Когда лектор почувствует, что в достаточной мере владеет материалом, желательно провести “репетицию” в аудитории, где будет читаться лекция, с привлечением всего иллюстрированного материала.

                                  Подготовка к семинару.

Основы теоретических знаний, полученных на лекции студентами, расширяют, углубляют и закрепляют на семинарских занятиях. Проведением семинаров обеспечивается возможность достижения единства в понимании студентами изучаемых вопросов и создания важных предпосылок для правильного решения ими на последующих занятиях практических задач по организации и управлению действий подразделений войск РХБЗ в бою.

На семинарах студенты учатся свободно излагать теоретические положения, отстаивать свое мнение, развивать самостоятельность мышления.

Для подготовки и проведения семинара разрабатывается план семинара и методические указания.

План семинара является основным методическим документом студента для самостоятельной подготовки к нему и составляется на основе методического плана. Тема семинара определяется с учетом содержания прочитанных лекций. На семинаре должны быть рассмотрены наиболее важные, принципиальные вопросы, связанные с тематикой того раздела программы, по которому проводится семинарское занятие.

Литература в плане семинара указывается применительно к каждому вопросу постранично, в объёме, не превышающем возможности студента по подготовке к семинару. План семинара рекомендуется вручить студентам не позднее, чем за неделю до проведения занятия.

Методические указания являются основными методическими документами преподавателя для его подготовки к проведению семинара.

Личная подготовка преподавателя к семинару включает:

- глубокое теоретическое изучение материала по теме семинара,

- осмысливание учебных и воспитательных целей,

- методики отработки каждого учебного вопроса,

- подбор иллюстрированного материала и составление плана проведения семинара.

В плане указывается тезисы вступительного и заключительного слова, кратко излагается содержание учебных вопросов.

Подготовка к групповым упражнениям.

Сущность группового управления заключается в том, что студенты в начале самостоятельно и с помощью консультаций преподавателя заблаговременно изучают рекомендованную литературу, тактическое задание и наносят на карту, производят необходимые расчеты по применению подразделений войск РХБЗ и выполняют другую работу, связанную с подготовкой их к занятию.

Групповые упражнения по тактико-специальной подготовке целесообразно проводить на макете, посредством этого достигается постепенный переход к тактико-строевым и тактико-специальным занятиям.

Подготовка группового упражнения включает:

- разработку плана проведения группового упражнения,

- разработку основного тактического задания, вводных, боевых распоряжений и приказов,

- отработку карты.

В плане проведения занятия основным является замысел, который должен обеспечивать отработку учебных вопросов на фоне сложной тактической радиационной и химической обстановки. В замысле должны быть научно обоснованы и отражены: место изучаемого подразделения войск РХБЗ в тактическом построении части /соединения / в исходном районе, в ходе боевых действий, его задачи, время и районы их выполнения.

В каждой задаче должно быть предусмотрено создание проблемных ситуаций, способствующих развитию у обучаемых творческого мышления, умение находить  для их решения новые, нестандартные действия, например:

- изменение объема, сроков или места выполнения задачи;

- выход из строя какого-то количества специальной техники в подразделениях;

- нарушение связи;

- потери, требующие восстановления безопасности и т.п.