Частная методика преподавания дисциплины “Тактико-специальная подготовка”, страница 19

Основные мероприятия по подготовке тактико-специальных занятий с отделением проводятся в масштабе взвода.

Руководитель, готовясь к занятию, уясняет тему, учебные цели и учебные вопросы, время, продолжительность и район занятия, изучает соответствующие разделы “Наставления по РХБЗ боевых действий Сухопутных войск”, Боевого устава Сухопутных войск, методических пособий и запланированные для отработки на занятии нормативы. Затем на рекогносцировке района занятия, руководитель уточняет в каких местах, на какой тактической обстановке отрабатывать учебные вопросы, последовательность и время на их отработку, а также порядок имитации в ходе занятия.

После рекогносцировки руководитель составляет план проведения занятия и представляет его на утверждение. План проведения занятия является личным рабочим документом руководителя, хорошо продуманный план помогает руководителю уверенно и последовательно вести занятие.

План проведения занятия обычно составляется в рабочей тетради текстуально со схемой действий обучаемых подразделений. Он должен быть изложен четко, конкретно, в нем должны быть ясно определены цели, учебные вопросы и последовательность проведения занятия, а также характер действий руководителя и обучаемых по каждому учебному вопросу.

План проведения занятия разрабатывается руководителем на карте. Для проведения тактико-строевого занятия район /участок/ выбирается вблизи расположения части, чтобы не расходовать учебное время на переходы и переезды.

При наличии специального оборудования полей тактико-строевые занятия проводятся на этих полях. Во всех случаях участок местности для проведения занятия должен обеспечить качественную отработку всех учебных вопросов и достижение поставленной задачи.

До начала занятия на местности намечаются места отработки вводных и применения имитационных средств, расставляются объекты для дегазации, дезактивации и дезинфекции, обозначаются зараженные участки и т.д..

Накануне занятия руководитель готовит материальное обеспечение занятия, указанное в расписании занятий.

К материальному обеспечению относится:

- штатная специальная техника,

- комплекты для приготовления дезактивирующих, дегазирующих растворов,

- личное оружие,

- измерители доз радиоактивного обучения,

- имитационные средства,

- сигнальные флажки,

- объекты обработки,

- различные указки,

- технические средства обучения /ТСО/, мегафоны, громкоговорители тренажеры машин и      дозиметрических приборов и т.п..

- 40 -

При проведении занятия ночью дополнительно используются приборы ночного видения, сигнальные фонари, устройства для освещения при проведении специальной обработки вооружения и боевой техники.

Материальные средства и нормы расхода моторесурсов определяются руководящими документами, исходя из потребностей того или иного занятия, а также исходя из норм, установленных приказом Министра обороны.

Под руководства командира взвода, руководителя занятия /преподавателя/ организуется изучение необходимых положений. Наставления по РХБ защиты боевых действий Сухопутных войск, положений Боевого устава Сухопутных войск, касающихся темы занятия, инструкции по мерам безопасности или отрабатывают отдельные приемы с техникой.

При необходимости, приемы и способы действий отделения при выполнении специальных задач могут изучаться на тактико-специальном тренажере, ящике спеском или макете местности.

При подготовке личного состава к занятиям должны широко использоваться плакаты, схемы, учебные фильмы и диафильмы.

- 41 -

Проведение занятий

Обычно тактико-строевые и тактико-специальные занятия начинаются в расположении подразделения или автопарка. Взвод выстраивается командиром взвода в установленном месте и представляется руководителю занятия. Приняв рапорт командира взвода, преподаватель проверяет наличие, внешний вид и экипировку студентов, исправность оружия и техники, наличие материального обеспечения занятия, знание личным составом уставных положений и мер безопасности.

Затем сообщает взводу  тактическую обстановку и ставит задачу на марш. Время, затрачиваемое на выдвижение в район занятий, максимально используется для отработки действий по различным сигналам и вводным.

Могут, например, отрабатываться действия подразделений по вспышке ядерного взрыва, при налете авиации, артиллерийском обстреле, внезапном нападении наземного противника, по сигналам оповещения о радиоактивном, химическом и бактериологическом /биологическом/ заражении.

Перед выездом в район занятия руководитель тренирует студентов в посадке личного состава на машины, для чего подается команда /сигнал/ “К машинам”, “По местам”. В результате тренировки добивается правильных четких и быстрых действий в соответствии с требованиями строевого устава.

С прибытием в район занятия руководитель разбирает действия, объявляет всему взводу тему, учебную цель занятия, проводит контрольный опрос, объявляет первый учебный вопрос и порядок его отработки. Затем указывает учебные места /точки/ командирам отделений для проведения занятий и приказывает приступить к отработке учебных вопросов.

Тактико-строевое занятие проводится обычно в следующей последовательности:

- ознакомление с приёмами,

- разучивание и тренировка.

Ознакомление с приёмом должно дать обучаемым правильное представление о нем. Для этого необходимо:

- назвать прием или действие и указать где и для чего /какой цели/ он применяется,

- назвать команду, по которой выполняются прием или действие,

- показать как они выполняются.

Последовательность показа: сначала прием или действие показывается в нормальном темпе в соответствии с уставными требованиями, затем показываются в медленном темпе по элементам с кратким пояснением порядка его выполнения.

Свое место при показе руководитель занятия должен выбрать так, чтобы выполнение действия или приема от начала до конца все обучаемые могли хорошо видеть.

Место для показа может заранее оборудоваться, а помощники, привлекаемые к показу, своевременно инструктироваться.