Частная методика преподавания дисциплины “Тактико-специальная подготовка”, страница 5

4.1 Для обеспечения высокой научной и идейной направленности преподавания учебной дисциплины “Тактико-специальная подготовка” процесс обучения на цикле строится на основе основополагающих принципов военного обучения, установленных военной советской педагогикой, таких как: коммунистическая, партийность и научность в обучении; обучение студентов тому, что потребуется в профессиональной деятельности мирного и военного времени; выработка у студентов сознательности, активности и самостоятельности; наглядность обучения; систематичность, последовательность и комплектность в обучении; обучение на высоком уровне трудности; прочность овладения знаниями, навыками и умениями; коллективизм и индивидуальный подход в обучении.

Претворение этих принципов в жизнь в процессе обучения позволяет с наибольшей эффективностью готовить всесторонне развитых специалистов химической службы, командиров-воспитателей личного состава подразделений химических войск.

Реализуя требования принципа коммунистической партийности и научности в обучении, цикл стремится разработать и доводить до студентов весь учебный материал с позиции марксистско-ленинского мировоззрения, с учетом новейших достижений науки и техники, практики боевой подготовки химических войск; сосредотачивать внимание обучаемых на глубоком уяснение идейного смысла и практического назначения программного материала; побуждать студентов излагать предусмотренный программой материал с позиции марксистско-ленинской методологии, формировать у них дилектический  подход к анализу теоретических и практических вопросов; органически связывать изучаемый материал с жизнью нашей страны, задачами Советских Вооруженных Сил, повседневной деятельностью химических войск.

Целеустремленная реализация этих требований присуща всем учебно-методическому материалу цикла и потому придает обучению воспитательный характер.

Для того чтобы студенты могли успешно выполнять свои функциональные обязанности после окончания ВУЗа в случае призыва на военную службу, цикл стремится в процессе обучения показать в процессе обучения показать закономерность, дать студентам навыки и приемы, которые потребуются использовать в практической работе с подразделами химических войск. Исключительно важное значение цикл придает требованию максимально приблизить обучение студентов к боевым условиям решительно устранять всякого рода упрощенчества и послабления в подготовке будущих офицеров запаса. Приближение обучения путем создания в ходе занятий высокого умственного напряжения выводы из оценки обстановки, принятие решений на применение подразделений химических войск, всевозможные расчеты сил, средств и времени; физического / большой объем работы на штатной специальной техники, длительное пребывание в средствах защиты кожи и органов дыхания, выполнение нормативов в предельно сжатые сроки / их психологического напряжения / отработка учебных вопросов в рамках реального оперативного времени; действия в роли командира подразделений химических войск; постоянная возможность быть заслушанным на занятиях /.

Воспитание высокой степени сознательности, активности и самостоятельности студентов во многом зависит от подхода преподавателя к вопросу доведения изучаемого материала до обучаемых. Поэтому при проведение занятий преподаватели цикла ориентируют студентов не на простое запоминание или контролирование, а на сознательное и самостоятельное понимание учебного материала, тех или иных действий. Преподавательский состав цикла требует осмысливание сложившийся обстановке, выявление, анализа и решения содержащихся в ней проблем, добивается, чтобы в деятельности студентов преобладала мыслительная активность, а сознательность проявлялась в форме самостоятель

- 11 -

ного поиска и творческого решения задач. Для активизации познавательной деятельности студентов на занятиях по ТСП создаются проблемные ситуации. Перед обучаемыми ста-

вятся вопросы и различные вводные, содержащие как известный так и неизвестный материал. Студентам предлагается проанализировать содержание вводной, самостоятельно определить проблему, найти пути её решения.

Принцип наглядности обучения выражается в образцовом выполнении преподавателями методических разработок, в применение наиболее доходчивых форм методов доведение до обучаемых сложных вопросов программы, в умелом использовании технических средств обучения, а также полное и исправное материальное обеспечение полевых занятий и в первую очередь, штатной специальной техники.

Использование циклом технических средств обучения, применительно к содержанию каждого вида занятий, повышает качество преподавания, оказывает большое эмоциональное воздействие на студентов, позволяет им в более сжатые сроки понять сущность тактики действий того иного подразделения.

Применение принципа самостоятельности и последовательности обучения, а также обучение на высоком уровне трудности, вызвало необходимость построения учебного процесса на цикле таким образом, когда новые знания и навыки опираются на ранее усвоенный студентами материал, связаны с ним и в то же время расширяют и углубляют его. Компенсирование умений и навыков студентов достигается проведением комплексных занятий совместно с другими дисциплинами.

Преподавательский состав цикла постоянно опирается на комсомольские организации студенческих групп, потоков и факультетов, стремится понять психологию студентов, студенческого коллектива, учитывая групповые и индивидуальные мнения, настроения и вопросы; активизирует общую познавательную и практическую деятельность обучаемых. Создание благоприятны условий для учебной работы во многом зависит от умения ведущего преподавателя подойти к каждому студенту с учетом его индивидуальных особенностей.

4.2  Методика преподавания тем дисциплины ” тактико-специальная подготовка” по видам занятий.