Частная методика преподавания дисциплины “Тактико-специальная подготовка”, страница 28

            2. Действия отделения по окончании работ

Данный учебный вопрос целесообразно отрабатывать по следующим элементам:

-специальная обработка вооружения и техники при заражении ОВ противника;

-снаряжение ДКВ с помощью АРС-14 и свертывание машин.

Для отработки первого элемента командир отделения устанавливает машину ДКВ у развернутой авторазливочной станции и подает команду “К дегазации приступить”. Убедившись, что личный состав действует правильно, командир отделения подает команду “Стой”, дает вводную, что машины продегазированы полностью и приступает к отработке второго элемента. Расчеты прекращают дегазацию и переводят машины на незараженное место.

Для проведения частичной специальной обработки командир отделения строит личный состав в 25 м от машин, рассредотачивает курсантов с интервалом до 5м и подает команду “К частичной специальной обработке приступить”. Личный состав выполняет норматив №12 по ЗОМП.

Для отработки второго элемента командир отделения строит расчеты перед машинами и подает команду “Комплект к снаряжению подготовить и снарядить”. После этого, как будут снаряжены 2-3 автономных комплекта, если курсанты действуют сноровисто, командир отделения подает команду “Стой” и приказывает машины свернуть. Закончив отработку учебных вопросов, командир отделения проводит краткий разбор занятия, проверяет наличие оружия, снаряжения и имущества и докладывает руководителю занятия об окончании и результатах занятия.

9. Система и методика текущего и

итогового контроля обучения.

В процессе обучения по дисциплине “Тактико-специальная подготовка”, кроме занятий на которых студенты получают определенный объем знаний и навыков, важное значение имеет контроль усвоения студентами учебного материала, оценка приобретенных знаний, навыков и умений. Главная его цель – обеспечить высокий уровень знаний, прочности формулируемых навыков по тактико-специальной подготовке.

Система проверки и оценка знаний, навыков и умений включает взаимосвязанные виды и формы контроля, направленные на достижение конечной цели изучения курсантами тактико-специальной подготовки. Совокупность различных видов и форм контроля будет являться системой лишь тогда, когда все его цели и частные задачи будут объединены единой структурной схемой, позволяющей проследить, как , на каких этапах и в какой последовательности осуществляется проверка достижения каждой конечной цели обучения.

Для проверки усвоения студентами учебного материала по тактико-специальной подготовке используются следующие виды контроля: текущий и итоговый.

Текущий контроль проводится руководящим составом военной кафедры /учебного сбора/, начальником цикла и старшими преподавателями по планам, утвержденным начальниками военных кафедр /командирами войсковых частей/, в целях получения оперативной информации о усвоении учебного материала студентами, а также по другим вопросам учебной работы.

Результаты текущего контроля обобщаются и не менее одного раза в учебном году /на учебном сборе/ рассматриваются на заседании кафедры /методическом совещании/.

Текущий контроль усвоения студентами учебного материала проводится также каждым преподавателем. Он осуществляется в форме выборочного или фронтального опроса в ходе занятия, индивидуальных бесед, проверки конспектов и различных отчетных документов, контрольных работ, летучек, проверки заданий на самоподготовку и т.д. В ходе текущего контроля преподаватель также изучает индивидуальные качества и способности студентов.

Выборочный текущий контроль за качеством работы и успеваемостью студентов начинается с самого начала их обучения по каждому занятию. Так иногда следует после прочтения лекции осуществлять выборочную проверку конспектирования ее в рабочих тетрадях. Результаты проверки и рекомендации по конспектированию доводятся до всех студентов во время самоподготовки. Такой метод позволяет не только осуществлять контроль за правильной работой курсантов во время лекции, но также оказывать им помощь в умении сосредотачивать основное внимание на главном, отражать это главное в своих конспектах и способствует выработке должного внимания и дисциплины на последующих занятиях.

В наибольшей степени выборочный контроль успеваемости студентов по тактико-специальной подготовке осуществляется при проведении занятий, которые проводятся со взводами, закрепленными за ними преподавателями. Проведение занятий, постоянно закрепленным за взводом преподавателем, позволяет ему хорошо знать личные качества каждого студента, сильные и слабые стороны в его подготовке.

В ходе групповых упражнений на картах или на местности, тактико-строевых и тактико-специальных занятиях выборочный контроль /выборочный опрос студентов/ осуществляется по конкретной тактической обстановке. На таких занятиях курсанты оценивают обстановку, делают из нее выводы, принимают решения, отдают необходимые распоряжения.

Фронтальный опрос студентов осуществляется по теоретическим и практическим вопросам перед началом занятия с использованием для этой цели технических средств контроля знаний. На контроль знаний студентов таким методом отводится 15-20 минут. В конце занятия преподаватель обязан сделать общий разбор контрольного опроса или сделать его на очередной самоподготовке.

Итоговый контроль /зачеты, курсовые и выпускные экзамены/ проводятся для определения степени достижения учебных целей по установленной специальности или дисциплине.

Студенты, проходящие военную подготовку, сдают зачеты, курсовые и выпускные экзамены, установленные программами военной подготовки по соответствующим специальностям.

ВУС 111000 – 7 семестр – зачет; 8 семестр – экзамен

ВУС 098001 – 7 семестр – зачет; 8 семестр – экзамен

ВУС 510200 – 7 семестр – зачет.

 Зачеты проводятся с проверкой как практических навыков, так и теоретических занятий. Результаты сдачи зачетов оцениваются по 5-ти бальной системе, для подведения итогов на военной кафедре и “зачтено” - для деканатов и выставления результатов зачета в зачетные книжки студентов.

Курсовые экзамены являются заключительным этапом изучения дисциплины и имеют цель проверить навыки и оценить уровень теоретических знаний студентов, их умение применять полученные знания в решении практических задач, владеть вооружением войск РХБЗ и специальной техникой, а также умение самостоятельно работать со специальной литературой.