Частная методика преподавания дисциплины “Тактико-специальная подготовка”, страница 6

Обучение и воспитание студентов, реализация требований учебной программы и тематического плана по специализации достигается на цикле использованием следующих методов проведения занятий: устное изложение учебного материала, обсуждение учебных вопросов, показ действий подразделений химических войск, упражнения, тренировки, самостоятельное изучение учебного материала, выполнение научно-исследовательских работ. Выбор методов проведения занятий обусловлен учебными целями, содержанием учебного материала, временем отводимым на занятие, местом их проведения, наличием и состоянием учебно-материальной базы. Как правило, на занятии в тесном сочетание применяется несколько методов, один из которых выступает ведущем. Он определяет построение и вид занятий, деятельность преподавателя и обучаемых на нем.

При проведение дисциплины ТСП цикл использует все основные виды занятий, предусмотренные приказом Министра обороны СССР и Председателя Государственного комитета СССР по народному образованию №458/712 от 25.11.90г., а именно: лекции, семинары, групповые упражнения, тактико-строевые и тактико-специальные занятия.

4.2.1 Подготовка и чтение лекций

Лекция является одним из важнейших учебных занятий и составляет основу теоретической подготовки обучаемых в основу научных знаний по дисциплине ТСП, знакомят студентов с основными научно-теоретическими положениями и методологией дисци

- 12  -

плины, показывают ее взаимосвязь с другими отраслями знаний. Лекция выступает как орудие формирования знаний мышления и мировоззрения. Учитывая силу и значение уст-

вного изложения, живого слова преподавателя, она не может быть заменена ни учебником, ни другими учебно-методическими материалами.  Материалом лекции излагается преподавателям устно, в сочетание с демонстрацией наглядных пособий, с использованием технических средств обучения. Содержание лекции должно увлекать студентов свежестью материала, соответствующего с последними достижением в области военной науки и техники, опыта боевой подготовки химических войск, высших военно-химических заведений.

В лекциях по дисциплине ТСП должны излагаться только главные положения, касающиеся основ и принципов боевого применения частей и подразделений химических войск; их структурной организации и возможностей; условий и способов передвижения; тактики действия подразделений и частей химических войск при выполнении различных задач химического обеспечения; содержания и последовательности работы командиров подразделений химических войск в бою.

Сущность этих положений раскрывается и основывается тактико-техническими расчетами, примерами из опытов учений Великой Отечественной войны и локальных воин.

Материалы лекции по дисциплине должны содержать анализ возможных методов подхода к решению стержневых вопросов тактики химических войск, применительно к конкретным условиям боевых действий частей и подразделений химических войск, а также соответствующие рекомендации, базирующие на марксистско-ленинской методологии, результатах военно-научных исследований, которые используются в учебном процессе и практике боевой подготовки химических войск. Новизна вопросов на лекции имеет положительное значение для правильного применения студентами содержания и направления развития военно-теоретической мысли. Поэтому в лекциях следует некоторые вопросы проблемного характера, показывая возможные пути их решения, анализируя высказываемые различные точки зрения по спорным вопросам.

В лекции не должно быть ничего второстепенного, лишнего, фактический материал, основанный на опыте войсковых тактико-специальных учений и результатов военно-научных исследований, включается в содержание лекции ровно в таком количестве, какое необходимо для понимания студентами излагаемого учебного вопроса. Это могут быть примеры из войсковых учений о способах применения новой техники химических войск, по эффективности поражения различных целей огнеметными подразделениями, о степени снижения потерь объектов от ударов авиации при действии дымовых частей, о временных показателях при выполнении поставленных задач химическими войсками и др.

Приводимый в лекции фактический материал необходимо сопровождать обобщениями, придающими лекции убедительность и доказательность.

Лекция на два учебных часа разрабатывается в объеме 22-26 страниц машинного текста.

В лекциях, как правило, излагается 2-3 учебных вопроса. Обычная лекция состоит из трех частей:

- введение,

- основная часть лекции,

- заключение.

В вводной части излагается актуальность /значение/ лекции /темы/ : основная идея лекции, устанавливается связь данной лекции с предыдущими и последующими занятиями. Введение должно быть кратким и подготовить студентов к восприятию существа излагаемых учебных вопросов лекции.

- 13 -

Основную часть лекции составляют учебные вопросы, где излагается научное содержание темы, все главные узловые вопросы проводится вся система доказательств с применением наиболее целесообразных методических приемов.

Учебные вопросы лекции излагаются с учетом требований марксистско-ленинской методологии, современных достижений военной науки и принципов военного обучения. Каждое теоретическое положение должно быть обоснованно и доказано, приводимые

формулировки и определения должны быть четкими, насыщены глубоким содержанием. Все достоинства и разъяснения направляются поставленной цели, на раскрытие основной идеи, содержание и научных выводов.

Доказательство необходимо строить на соответствующих сравнения и тактических расчетах, подкрепленных практикой войсковых учений, боевой подготовкой войск, а также опытом Великой Отечественной войны.

Каждый учебный вопрос заканчивается краткими выводами, логически подводящими к последующему вопросу лекции.

В заключение делаются выводы, вытекающие из всего содержания лекции, определяются задачи, стоящие перед студентами, приводятся ответы на заданные вопросы, дается задание на подготовку к очередным занятиям.