Частная методика преподавания дисциплины “Тактико-специальная подготовка”, страница 24

После этого руководитель занятия убеждается в правильности уяснения командиром отделения полученной задачи, задав ему несколько вопросов и представляет время работы с отделением. Далее он заслуживает постановку задачи отделению и наблюдателю. При этом добивается, чтобы командир отделения поставил задачу в определенной последовательности, на местности и с учетом конкретности сложившихся условий ночи, оценивает насколько командиром отделения учтены ночные условия, для выполнения предстоящей задачи.

В данном случае при постановке задачи подчиненный командир отделения указывает: ориентиры, где и на каком удалении находится противник; задачу отделения /место поста и район наблюдения/; задачу наблюдателям; место наблюдателя, на что обратить внимание при наблюдении, режим работы приборов, порядок действий при обнаружении радиоактивного, химического и биологического заражения; порядок подачи сигналов оповещения и доклада о результатах наблюдения; место развертывания метеокомплекта и сроки проведения метеорологических наблюдений: место соседних наблюдательных постов; место химической разведывательной машины; время готовности к наблюдению и заместителя.

Далее руководитель занятия добивается, чтобы командир отделения назначил дежурного наблюдателя, отдал распоряжение о развертывание метеорологического комплекта и проведении метеорологического наблюдения, проверил исправность средств связи, доложил начальнику, выставившему пост о начале наблюдения и метеорологической обстановке и поставил задачу водителю на маскировку машины.

Предоставив отделению время для оборудования и маскировки поста, руководитель занятия проверяет правильность составления командиром отделения схемы ориентиров. После этого проверяет расположение отделения на посту, готовность приборов радиационной и химической разведки для работы ночью, знания курсантами задачи отделения, порядок действий каждого курсанта при обнаружении радиоактивного, химического и биологического заражения, а также знание личным составом сигналов оповещения. Убедившись в готовности отделения к действию ночью, руководитель занятия приступает к отработке второго вопроса.

2. Ведения наблюдения. Действия по сигналу оповещения о воздушном противнике и при радиоактивном, химическом и биологическом заражении в районе поста.

Отработку действий учебного вопроса целесообразно начать с действий отделения по вспышке ядерного взрыва и по определению его параметров и направлений движения радиоактивного облака.

Руководитель занятия, используя прожектор имитирует вспышку ядерного взрыва, а затем путем подрыва взрыв-пакетов имитирует внешнюю картину ядерного взрыва в район расположения соседнего с постом подразделения. В целях проверки натренированности наблюдателей, имитацию ядерного взрыва следует производить в 2-3 разных точках  промежутками в 5-10 минут.

Наблюдая за действиями личного состава в этой обстановке, руководитель занятия учит личный состав правильно принимать меры защиты по вспышке ядерного взрыва и простейшим способом определять параметры ядерного взрыва, а командира отделения, быстро и четко управлять действиями отделения, и докладывать о результатах наблюдения старшему начальнику, вести записи в журнале наблюдения. Далее, руководитель занятия приказывает подать сигнал о радиационном заражении с соседнего поста РХБН, а по истечении некоторого времени, с помощью имитатора радиоактивности, имитирует радиоактивное заражение в районе поста.

По данной обстановке внимание следует обратить на своевременное включение рентгенметра и точность снятия показаний с прибора наблюдателем, на четкость записей в журнале наблюдения и своевременность доклада о результатах наблюдений старшему начальнику.

Заслушав командиров отделений об измеренном уровне радиации в районе поста, руководитель занятия приказывает подать сигнал “Радиационная опасность”. Далее, руководитель по телефону передает сигнал оповещения о воздушном противнике. Приняв сигнал, командир отделения должен немедленно дать команду личному составу, свободному от наблюдения, занять  укрытие, наблюдателю включить газосигнализатор и усилить наблюдение. Затем руководитель занятия сообщает, что в направлении расположения командного пункта на высоте 700-800м летит группа самолетов. Направление их полета нужно указать относительно сторон горизонта или же от направления движения.

Например: “Воздух запад / восток /”, “Воздух с фронта /слева, справа/”. Одновременно подрывом взрывпакетов и шашкой белого дыма имитирует разрывы авиационных бомб в районе высоты “Лысая”. Затем, используя приставку к ГСП, имитирует наличие ОВ в районе наблюдения.

Руководитель занятия, наблюдая за действиями отделения, особое внимание обращает на то, чтобы наблюдатель по сигналу газосигнализатора о наличии химического заражения немедленно подал сигнал оповещения “Химическая тревога”, привел средства защиты в боевое положение, определил тип / группу / ОВ и о результатах наблюдения доложил командиру отделения. Командир отделения уточняет данные доклада наблюдателя, докладывает их начальнику, выставившему пост и делает запись в журнале наблюдения.

Командир отделения докладывает  руководителю занятия. Приняв доклад, руководитель занятия, проверяет правильность записей в журнале радиационного и химического наблюдения, имитирует признаки применения противником биологических  средств и обучает отделение действиям при биологическом  заражении в районе поста.

                       3. Ведение разведки в районе расположения поста.

Отработку данного учебного вопроса руководитель занятия начинает с имитации налета авиации противника с применением ОВ типа ви-экс из выливных авиационных приборов. Проконтролировав действия отделения в данной обстановке и приняв доклад командира отделения о результатах наблюдения, руководитель занятия отдает распоряжение – провести разведку местности и воздуха в районе командного пункта.

Примерное содержание отданного распоряжения может быть следующим: