Частная методика преподавания дисциплины “Тактико-специальная подготовка”, страница 39

5. Обобщение материала учебников и учебных пособий и изготовление слайдов для ТСО к темам № 28, 37 МП/10, 11 по ТСП.

- 95 -

Привитие студентам навыков

научно – исследовательской работы.

Участие студентов в научной работе практиковалось с русской высшей школе со времен М.В.Ломоносова. Однако эта работа рассматривалась лишь как элемент подготовки будущих ученых. Одним из первых студенческих кружков в России был кружок воздухоплавания, созданный И.Е.Жуковским в 1809 году в высшем техническом училище.

Полное и гармоничное развитие научная работа студентов получила в Советской высшей школе. Эта деятельность направлялась рядом постановлений ЦК КПСС и Советским правительством.

В настоящее время развитию научной работы студентов уделялось особое внимание, так как быстрое увеличение и обновление информации требует изменений в методах подготовки офицеров запаса. Одно из таких изменений состоит в том, что иные студенты приобретают в ВУЗе не только определенный объем знаний и навыков, но и умение самостоятельно пополнять знания, выбирать и использовать в своей будущей служебной деятельности все то новое, полезное, что содержится в потоке информации. Этому во многом способствует участие в научной работе, которая из метода подготовки научных работников превращается в метод подготовки специалистов с высшим образованием. Другими словами, из элемента обучения необходимой части студентов научная работа превращается в элемент, необходимый для всех обучаемых.

Конечно не каждый выпускник ВУЗа станет ученым, но любому из них придется трудиться творчески, используя положения науки, внедрять ее достижения в практику. Знакомство обучаемых с проблемами современной науки расширяет их кругозор, помогает им яснее представить и понять перспективы научно-технического прогресса. Личное участие в исследованиях приучает студентов к самостоятельности, вырабатывает высокую требовательность к себе, целеустремленность.

Каковы же задачи научно-исследовательской работы студентов? Это, прежде всего, овладение марксистско – ленинским научным методом познания, глубокое и сознательное освоение диалектического и исторического материализма. Участвуя в научной работе, студенты углубляют полученные знания, осваивают и закрепляют учебный материал по дисциплине – идет активное овладение методами и средствами самостоятельного изучения

дополнительного материала по дисциплине. И наконец научно – исследовательская работа студентов содействует популярности военно – научных знаний среди студентов по способам организации и научно – исследовательская работа студентов подразделяется на научно – исследовательскую работу,  выполняемую во внеучебное время и, научно - исследовательскую работу, предусмотренную учебным планом.

Научно – исследовательская работа студентов, выполняемая во внеучебное время, выступает в виде таких форм как работа в научных кружках.

Организация НИР предусматривает определенную дифферентацию студентов на всех курсах. Задача научной работы на младших курсах сводится к тому, чтобы раньше ознакомить обучаемых с будущей специальностью, закрепить материал изучаемый на кафедре привить навыки самостоятельной работы по конкретным научным и техническим вопросам.

НИР выполняется студентами и в учебное время. Её цель обучения методам и навыкам самостоятельной и творческой работы в области специальности.

К основным формам НИР обычно относят:

- выполнение курсовых работ, содержащих элементы научного исследования,

- участие в научно – исследовательской, рационализаторской и изобретательской работе,

- выполнение отдельных заданий по дисциплине.

Направленность НИР определяется “Инструкцией по организации и проведению учебного процесса на военных кафедрах учебных заведений”, планами НИР на кафедре.

- 96 -

План НИР кафедры должен отражать участие студента в выполнении исследовательских работ.

Научно –исследовательская работа студентов на кафедре организуется и проводится по следующим основным формам:

- работа по выполнению научно – исследовательских заданий по плану НИР,

- выполнение студентами лабораторных и курсовых работ по учебному плану,

- выполнение студентами конкретных заданий научно – исследовательского характера, участие в рационализаторской и изобретательской работе кафедры.

Работа студентов в НИР на цикле проводится под руководством преподавательского состава цикла. Численность студентов определяется из расчета 2-3 человека на каждого преподавателя.

НИР на цикле, как правило проводится во внеучебное время. Примерной тематикой НИР по дисциплине может быть:

- разработка алгоритмов решение задач оценки РХО для микро – ЭВМ,

- расчет обеспеченности части ВиС и РХБЗ. Составление заявок на недостающие ВиС РХБЗ и его подвоз,

- участие в исследованиях по тематики НИР кафедры,

- литературный обзор и подготовка рефератов по дисциплине ППР, ТСП.

Курсовая работа, предусмотренная программой военной подготовки для студентов 4-х курсов ВУС-510200, предназначена для закрепления полученных знаний студентов и самостоятельного применения их в решении различных практических задач:

1. Рассчитать потребность частей в ВХВ и СЗ для дообеспечения их до 100% и создание подвижных запасов.

2. Составить заявку на ВХВ и СЗ.

3. Составить заявку на автотранспорт для подвоза ВиС РХБЗ.

Задание на курсовую работу разработаны преподавателями цикла, рассмотрены на заседании военной кафедры и утверждены начальником военной кафедры.

В заданиях указаны тема курсовой работы, основные вопросы, исходные данные, перечень литературы, сроки выполнения, руководитель.

Научный руководитель обязан:

- составлять календарный план и задания на выполнение НИР студентами,

- оказывать своевременную и качественную помощь студентам в выполнении исследовательских заданий,

- принимать меры по оформлению выполненных работ студентами и их реализации,

- систематически следить за ходом выполнения заданий студентами и добиваться выполнение плана.