Частная методика преподавания дисциплины “Тактико-специальная подготовка”, страница 7

Иллюстрированный материал должен содействовать раскрытию главной идеи и подкреплять научные положения лекции. Недопустимо использовать для новой лекции материал, уже использованный в другой лекции. Иллюстрированный материал должен являть собой образец штабной культуры. По каждому учебному вопросу должно быть не менее одной схемы /слайда, кадра, диафильма/ по возможности с таким же названием, в которой графически выражаются основные положения этого вопроса. В ходе лекции должна использоваться и классная доска, особенно при обосновании возможностей части и подразделений химических войск и их сокращенное название, разъяснение боевого порядка подразделений химических войск и др.

Начинать чтение лекции необходимо с объявления темы, причем, название темы обучаемые должны записать. Изложение содержания лекции открывается ее введением, которое должно занимать сравнительно небольшое место. В не лектор говорит об актуальности темы, что создает у студентов интерес к лекции.

Во вступление формируется учебные вопросы и цели. Воспитательные цели лекции, как правило, не оглашаются, поскольку они предназначены для ориентировки самого лектора. Литературные источники целесообразно объявить в конце лекции.

Название учебного вопроса объявляется в темпе, позволяющем дословную его запись студентами. Изложение учебного вопроса заканчивается кратким его обобщением, при этом одновременно подготавливается переключения внимание студентов на второй учебный вопрос лекции. Аналогично лектор излагает последующие вопросы и на основание рассуждений и доказательств в заключение формирует выводы по теме в целом. Далее следует ответить на вопросы студентов по теме лекции, для чего преподаватель должен оставить не менее 5 минут.

Лучший метод чтения лекции - это свободное изложение материала, а не зачитка текста лекции. Текст лекции может быть использован лекторам, не лишь для отдельных справок или для воспроизведения важной мысли, теоретического положения или заключения. Читаемая выразительно и свободно, лекция вызывает убежденность в её важности для практической деятельности. Темп речи считается нормальным, если лектор произносит 70-80 слов в минуту.

Диктовка лекционного материала, даже для записи выводов в лекциях не допустима. Исключения могут составить лишь формулировка новых определений военной науки, важных для усвоения обучаемыми, но взятых лектором из недоступных им материалом.

Одним из условий доходчивости изложения материала является простота речи, умение лектора четко и кратко формулировать свои мысли. Соблюдение этого условия не

- 14 -

только способствует лучшему усвоению лекционного материала, но оказывает большое воспитательное воздействие на студентов и формирование у них необходимых командирских и методических навыков.

Речь лектора должна быть абсолютно грамотной. Ошибки в произношение слов, нарушение грамматических правил немедленно замечаются студентами и редко прощаются лектору.

Большое значение имеет правильная постановка голоса. Необходимо соизмерять свой голос с размерами и акустикой помещения, в котором читается лекция. Рекомендуется начинать чтение лекции спокойно, умеренно громким голосом, для того чтобы иметь возможность в дальнейшем усиливать громкость и затем вновь ослаблять ее в тех местах где это диктуется содержанием лекционного материала.

Изменениями громкости речи лектор может ориентировать студентов относительно наиболее важным положением лекций, облегчим таким образом её конспектирование.

Воспитательное значение лекции в значительной степени определяется внешним видом лектора, его умением держать себя на кафедре.

Преподаватель цикла своим внешним видом и поведением всегда должен являть собой образец опрятности, воинской подтянутости, дисциплинированности, корректности.

Непременным условиям успеха лекции является тесный контакт со студентами. По реакции слушателей, репликам, вопросам, просьбам преподаватель судит о том, насколько понятен студентам материал и, соответственно характер его изложения.

4.2.2 Проведение семинаров

Основы теоретических знаний, полученных на лекции и в процессе самостоятельной работы над учебной литературой, студенты углубляют, расширяют и закрепляют на семинарских занятиях. Проведение семинаров обеспечивает возможность достижения единства в понимании студентами изучаемых вопросов и создание предпосылок для правильного решения ими на последующих занятиях практических задач по организации и управлению действиями подразделениями химических войск в бою.

На семинарах студенты учатся свободно излагать теоретические положения, отстаивать свое мнение, развивать самостоятельность мышления, приобретают и совершенствуют навыки поиска, обобщения и изложения учебного материала.

Для проведения семинара разрабатываются планы семинара и методические указания.

План семинара является основным методическим документом студенту для самостоятельной подготовки к нему и составляется на основе тематического плана дисциплины. Тема семинара определяется содержанием прочитанных лекций. На семинаре должны быть рассмотрены наиболее важные, принципиальные вопросы, связанные с тематикой того раздела программы, по которому проводится семинарское занятие.

На дисциплине ” Тактико-специальная подготовка” это могут быть вопросы о боевой готовности частей и подразделений химических войск, о содержании мероприятий боевого, тылового и технического обеспечений их действия. Методика проведения семинарских занятий должна быть направлена на глубокое раскрытие содержания учебных вопросов и их всестороннее обоснование, а также на достижение высокой активности студентов на занятие и создание на семинаре творческой дискуссии.

Семинарское занятие обычно начинается со вступительного слова преподавателя, рассчитанного на 4-5 минут, где он кратко указывает на сущность и значение темы семинара, ссылается на требование приказов и директив министра обороны СССР Главнокомандующего Сухопутными войсками, НХВ МО СССР по боевой подготовке химических войск в текущем учебном году. Затем уточняет последовательность и время обсуждения