Частная методика преподавания дисциплины “Тактико-специальная подготовка”, страница 15

Это существенно снижает уровень подготовки студентов по предмету ТСП в результате чего на учебных сборах в войсках приходится более интенсивно использовать

- 29 -

учебное время занятий, которые проводятся на оборудованных учебных химических и тактических полях воинских частей.

По своему замыслу класс боевого управления, при вводе его в процессе обучения должен оказать существенную помощь в подготовке студентов и определенным образом, в какой-то мере компенсировать слабую полевую материальную базу цикла.

В этом классе каждое учебное место будет оборудовано приборами РХБР, штатными средствами связи и необходимыми документами СУВ, с помощью которых на групповых упражнениях и практических занятиях, а также на утренних тренировках обучаемые смогут до автоматизма вырабатывать практические и командные навыки, необходимые им при выполнении специальных задач по организации и ведению наземной радиационной и химической разведки.

С помощью технической системы контроля и управления можно будет, не нарушая общий ритм учебной работы обучаемой аудитории, отдавать устные указания и распоряжения индивидуально каждому обучаемому и циркулярно всей аудитории одновременно.

Понимая всю важность того, что представляет собой классно-лабораторная, учебно-полевая и тренировочная база в учебном процессе преподаватели цикла постоянно работают над ее совершенствованием и развитием, однако темпы и эффективность этой работы находятся пока не на том уровне, который бы соответствовал тем задачам и требованиям, которые в настоящее время предъявляется к военным кафедрам. ВУЗов страны МО РФ и министром высшего и среднего специального образования РФ.

- 30 -

7. Организация самостоятельной работы студентов.

Самостоятельная подготовка студентов  является важной составной частью учебно-воспитательного процесса. Она является обязательной для студентов, предусматривается распорядком дня и указывается в расписании занятий.

Самостоятельная подготовка проводится в составе учебного взвода, как правило, в день военной подготовки, под руководством преподавателей  в целях более глубокого изучения и закрепления пройденного материала и подготовки к очередным занятиям.

По отдельным дисциплинам преподаватели могут давать задания студентам для выполнения во внеучебное время.

Со студентами в часы самоподготовки изучаются положения уставов, наставлений, соответствующие нормативы по боевой подготовке и сигналы управления, а также меры безопасности, организуется просмотр учебных кинофильмов и диафильмов, уточняются задачи и нормативы, по которым студенты могут проводить социалистическое соревнование в ходе занятия, уточняются обязательства каждого студента.

Самостоятельная подготовка студентов по изучению теоретического и практического материала является обязательным условием, обеспечивающим для них возможность глубокого овладения занятиями, умениями и навыками, необходимыми для будущей профессии.

В лекции, обращенной к студентам Свердловского университета, подчеркивая роль их самостоятельной работы В.И.Ленин говорил: “Только тогда, если Вы научитесь самостоятельно разбираться по этому вопросу – только тогда Вы можете считать себя достаточно твердыми в своих учебниках и достаточно успешно отстаивать их перед кем угодно и когда угодно”. /В.И.Ленин ПСС т. 39 стр. 65/.

К самостоятельной работе студентов мы относим много образные виды их занятия в учебное и внеучебное время, проводимых без непосредственного участия преподавателя.

В процессе этих занятий у студентов развиваются такие качества, как познавательная активность, самостоятельность мышления, организованность, навыки в научной организации творческого труда и т.д..

Ближайшем результатом применения такого метода обучения является углубление и закрепление теоретических занятий, умений и навыков студентов, их воспитание как будущих офицеров войск РХБЗ.

Преподаватель, руководя самостоятельной подготовкой студентов, обязан ставить конкретные задачи, определять особенности данного вида самостоятельной работы, указывать ее объем и сроки выполнения. Преподаватель обучает студентов и рациональному планированию и научной организации их труда; побуждает их к самоконтролю и взаимопомощи в процессе самостоятельной работы; заботиться об обеспечении необходимой литературой,  техническими средствами облучения /ТСО/ и другими материалами; контролирует работу студентов, консультирует их по мерам безопасности.

Современные условия служебной деятельности офицера войск РХБЗ, как военного специалиста, требуют, чтобы в процессе занятий войск РХБЗ серьезное внимание уделялось привитию навыков студентам научной организации труда.

В воспитании таких навыков у студентов военной кафедры неоценимая роль самостоятельной работы, высокая организация которой должна быть постоянным предметом заботы всех преподавателей военной кафедры.

Организация самостоятельной работы студентов включает:

- своевременное планирование объема и сроков выполнения учебных заданий,

- создание необходимых условий для самостоятельной работы и занятий /подбор и своевременное получение учебной литературы/, наглядных пособий, технических средств обучения /ТСО/, подготовку принадлежностей для работы на карте,

- 31-

- применение эффективных методов и приемов выполнения учебных заданий, обеспечивающих высокое качество условия учебного материала и выработку творческого мышления,

- строгое соблюдение учебной дисциплины и воинского порядка, обеспечивающих рациональное использование учебного времени,

- контроль за самостоятельной работой студентов.

Руководство преподавателя самостоятельной работы студентов включает:

- методическую помощь при планировании и осуществлении самоподготовки,

- индивидуальные и групповые консультации,

- проверку качества выполнения учебных заданий и усвоения программного материала.

Особенно настойчиво нужно учить студентов планировать свой труд, оказывая им конкретную помощь в составлении личного плана работы и его выполнении.