Частная методика преподавания дисциплины “Тактико-специальная подготовка”, страница 22

Затем курсантам объясняется, что радиационное и химическое наблюдение отделение ведет, как правило, с химической разведывательной машины. В отдельных случаях, когда обстановка или условия маскировки не позволяют вести наблюдение с машины, наблюдатели с приборами разведки могут располагаться в траншее, ходе сообщения или специально оборудованном для наблюдения окопе. Химическая разведывательная машина в этом случае размещается в близлежащем от поста укрытии, складках местности и т.п.

Командир отделения показывает курсантам оборудование укрытие для машин, окоп для ХНП, подготовленный для наблюдателя участок траншеи.

После этого командир отделения показывает порядок занятия окопа для ХНП, размещения в нем приборов РХР, средств связи и оповещения, место наблюдателя и место разведывательной машины, а также порядок маскировки поста с использованием подручных и табельных средств маскировки.

Для закрепления навыков по отрабатываемым элементам командир отделения приказывает химикам – разведчикам произвести размещение приборов и маскировку ХНП, оборудованного в траншее или входе сообщения.

Проконтролировав действия обучаемых, командир обучаемых, командир отделения показывает порядок оборудования химического наблюдательного поста при ведении наблюдения с машины.

Во всех случаях место наблюдательного поста должно обеспечивать хороший обзор в заданной полосе / районе /, маскировку машины и иметь скрытые пути подхода из расположения своих войск.

После показа и объяснения командир отделения приказывает установить химическую разведывательную машину в укрытии и произвести ее маскировку.

Обучив курсантов техники оборудования и маскировке ХНП, командир отделения проводит частный разбор и приступает к отработке второго ученого вопроса.

 2. Действия по вспышке ядерного взрыва, при применении противником зажига      тельных веществ и при обнаружении радиоактивных, отравляющих веществ и бактериальных / биологических / средств в районе расположения поста.

- 47 -

Методически этот вопрос целесообразно отрабатывать по следующим элементам:

- получение и уяснение задачи на наблюдение

- действия наблюдателя по вспышке ядерного взрыва

- определение параметров ядерного взрывов и направления движения радиоактивного облака

- действия наблюдателя при применении противником зажигательных веществ, при обнаружении радиоактивного, химического и бактериального / биологического / заражения

- действия при смене наблюдателя.

Перед отработкой этих элементов командир отделения ориентирует курсантов на местности и ставит им задачу:

- ориентиры / указывает на местности, например, ориентир I – развилка дорог / и т.д.

- противник ведет бой в 4 км. сев. высоты,

- отделение ведет радиационное и химическое наблюдение в районе отдельного дерева, развилины, кургана. Химический наблюдательный пост оборудовать на сев.скатах высоты “Огурец”,

- наблюдение вести с машины, особое внимание обратить на район расположения КП /указывает/,

- приборы разведки включать через каждые 15 минут после ядерных взрывов, вскрытия в воздухе головных частей ракет, налетов авиации и артиллерийского обстрела района наблюдения и подачи сигнала оповещения соседними наблюдательными постами - немедленно.

При обнаружении радиоактивного заражения докладывать мне. При обнаружении химического и биологического заражения с помощью приборов надеть противогаз, подать сигнал оповещения и доложить мне.

Метеокомплект развернуть / указывает место /, наблюдение проводить через каждые два часа, а при обнаружении ОВ – немедленно.

Химическую разведывательную машину поставить / указывает место /.

Мой заместитель – старший химик-разведчик.

Проверив знание задачи подчиненными, командир отделения приступает к отработке следующего элемента. Кратко объясняет и показывает порядок действий наблюдателя при заступлении /средства защиты перевести в положение “Наготове”/. Подготовить к работе и проверить работоспособность приборов, наличие и исправность средств сигнализации и связи, по схеме ориентиров изучить ориентиры на местности, ознакомиться с записями предыдущего наблюдателя в журнале наблюдения.

После показа назначает наблюдателя и периодически сменяя его, тренирует обучаемых в выполнении показываемых действий и приемов / при этом отрабатываются нормативы по подготовке приборов к работе и проверки их работоспособности/.

Добившись твердого усвоения показанных приемов, командир отделения отрабатывает действия наблюдателя по вспышке ядерного взрыва и при определении его параметров, а также направления движения радиоактивного облака. При этом отрабатывается норматив по  действиям при вспышке ядерного взрыва. Вид ядерного взрыва определяется путем визуального наблюдения внешней картины взрыва.

Мощность ядерного взрыва может определиться по длительности действия светового излучения.

Объяснив порядок действий наблюдателя, командир отделения приказывает всем химикам-разведчикам определить параметры ядерного взрыва. Для более прочного усвоения различных действий имитация ядерного взрыва производится несколько раз.

При отработке следующего элемента командир отделения объясняет и приказывает курсантам обязанности и порядок действий наблюдателя при применении противником зажигательных веществ, вскрытии в воздухе ракет, налете авиации и артиллерийском об

- 48 -

стреле в районе наблюдения поста, а также при обнаружении с помощью приборов радиоактивного, химического и бактериального заражения.

При отработке элементов командир отделения должен обратить внимание на привитие твердых навыков химикам-разведчикам в выполнении обязанностей наблюдателя.

После отработки прочных навыков в раздельном разучивании элементов, командир отделения ставит задачу отделению на ведение радиационного и химического наблюдения и отрабатывает действия по учебному вопросу в слитном выполнении.

В заключении командир отделения объясняет, что перемещение ХНП производится по указанию командира / начальника /, выставившего пост, а осуществляется одновременно с перемещением пункта управления, на котором выставлен пост.