Частная методика преподавания дисциплины “Тактико-специальная подготовка”, страница 18

На тактико-строевых занятиях студенты практически постигают всю сложность военного мастерства, приобретают сноровку в выполнении специальных задач, преодолении различных заграждений местности, выполнению мероприятий по защите от ОМП и зажигательных веществ противника, а также такие важные морально-боевые качества, как смелость, решительность, мастерское владение оружием, техникой и средствами защиты, физическую выносливость, и кроме того, получают прочные навыки в постановке задач, в умении владеть приемами и способами управления своими расчетами, отделениями и взводами в современном бою с его высокими темпами, маневренностью и огромным напряжением сил.

Сущность тактико-строевого занятия заключается в том, что действия подразделений разделяются на учебные вопросы, каждый учебный вопрос на отдельные приемы и способы действий, а каждый прием и способ действий на отдельные элементы.

В ходе тактико-строевого занятия с личным составом, расчетом, отделением и взводом в начале отрабатываются отдельные приемы и способы действий в различных ви-

- 37 -

дах боя в медленном темпе по элементам до тех пор, пока обучаемые не приобретут прочные навыки в правильном их выполнении, а затем слитно в пределах установленного нормативом времени.

Основной метод обучения на тактико-строевых занятиях  упражнение /тренировка/ в выполнении приемов и способов действий на поле боя. Могут применяться также показ, объяснение и демонстрационный метод.

На тактико-строевых занятиях обычно отрабатываются следующие приемы и способы действий:

- выдвижение отделений, взводов и развертывание их из походного положения мероприятий РХБ защиты,

- приемы передвижения на местности,

- действия по сигналам оповещения,

- преодоление участков заражения, заграждений и разрушений преград,

- мероприятия по ликвидации последствий применения противником оружия массового поражения и зажигательных веществ,

- отражение атак противника,

- совершение маневра в ходе боя и вопросы управления расчетами, отделениями путем подачи команд /сигналов/ и отдачи распоряжений.

По каждой теме в зависимости от ее сложности и от времени, выделяемого программой на ее отработку, проводится несколько занятий. Занятия по наиболее важным темам, проведенные днем, повторяются ночью. Продолжительность тактико-строевого занятия с отделением 2-4 часа, со взводом 3-5 часов. На одном занятии отрабатывается 3-4 вопроса.

На тактико-строевых занятиях целесообразно отрабатывать вопросы, которые не содержат элементов практических действий на поле боя, как уяснение задачи, оценка обстановки и производство расчетов и т.п..

Тактическая обстановка на тактико-строевом занятии создается для отработки каждого учебного вопроса, для чего используется оборудование тактических учебных полей, автодромов и других объектов учебной материально-технической базы. Тактико-строевое занятие проводится на материальной части и без нее /”пеший по-машинному”/.

Тактико-специальные занятия являются одной из форм тактико-специальной подготовки отделения, взвода. Они предназначены для боевого слаживания отделений, взвода в организации выполнения специальных задач и в управлении подразделениями в ходе их выполнения.

Они проводятся после проведения тактико-строевых занятий с расчетами, отделениями и отработки по другим предметам обучения вопросов, знания которых необходимо для целеустремленного проведения занятий.

Сущность тактико-специального занятия состоит в том, что все учебные вопросы отрабатываются в строгой последовательности, в единой тактической обстановке.

При необходимости в целях устранения, ошибок, допущенных в ходе тактико-специальных занятий, отдельные приемы и способы действий могут отрабатываться так же, как и на тактико-строевых занятиях, т.е. могут делаться выключения из обстановки.

Основными методами обучения на тактико-специальных занятиях являются практические работы и упражнения /тренировка/ в выполнении приемов и способов действий на поле боя.

Тактико-специальные занятия проводятся, как правило, на материальной части. Часть занятий проводится ночью.

Тема тактико-специального занятия охватывает обычно один вид боевых действий, продолжительность 3-5 часов. На одном тактико-специальном занятии может быть отработано 3-4 учебных вопроса.

- 38 -

Тактическая обстановка для тактико-специального занятия создается единой для отработки всех поставленных вопросов и на одну - две ступени выше обучаемого подразделения. Она должна обеспечивать максимальное приближение занятий к условиям боевой деятельности.

Уровень тактико-специальной подготовки подразделения в значительной степени зависит от методической подготовки руководителя занятий. Поэтому офицеры-преподаватели кроме совершенствования своих военных и политических знаний должны постоянно повышать и свое методическое мастерство, тщательно готовиться и умело проводить занятия, внедряя в ходе их проведения, передовые методы и формы обучения и воспитания личного состава.

В ходе занятий преподаватели обязаны добиваться полной и качественной отработки учебных вопросов, не допускать упрощений и послаблений, руководствуясь принципом – учить войска тому, что необходимо на войне.

На всех занятиях по тактико-специальной подготовке в соответствии с учебными вопросами темы, необходимо отрабатывать с личным составом нормативы, предусмотренные Сборником нормативов по защите от оружия массового поражения и боевой подготовки войск РХБЗ.

- 39 -

Подготовка и проведение тактико-строевых

и тактико-специальных занятий.

Тщательная подготовка к занятиям и проявления творчества со стороны руководителя в ходе их проведения являются важнейшими условиями качественной подготовки подразделений войск РХБЗ к выполнению мероприятий РХБ защиты.

Подготовка к занятию включает:

- изучение расписания занятия, личную подготовку руководителя, выбор и подготовку района занятия /участка местности/, разработку плана проведения занятия, подготовку личного состава и материального обеспечения.