Частная методика преподавания дисциплины “Тактико-специальная подготовка”, страница 23

При перемещении в новый район, отделение находясь в движении, ведет круговое  радиационное, химическое и бактериологическое наблюдение и поддерживать связь по радио с командиром / начальником/, которому подчинен пост. Главная задача ХНП в период перемещения – обнаружить своевременное радиоактивное, химическое и бактериологическое заражение и подать сигнал оповещения.

По окончании отработки учебных вопросов командир отделения строит отделение, проверяет наличие и состояние оружия, приборов, снаряжения и проводит разбор занятия. Об окончании занятия командир отделения докладывает руководителю.

Тема: Ведение отделением радиационного и химического наблюдения

Занятие второе: Тактико-специальное, ночью

Учебные цели:

1. Совершенствовать навыки командира отделения в управлении отделением при ведении радиоактивного и химического наблюдения.

2. Добиться слаженных действий отделения в состав химического наблюдательного поста.

3. Формировать высокие психологические качества у  личного состава при действиях в ночных условиях.

Время: 3 часа

Учебные вопросы:

1. Постановка задачи отделению. Выдвижение в район химического наблюдательного поста, его оборудование и маскировка.

Постановка задачи наблюдателю.

2. Ведение наблюдения. Действия по сигналу оповещения о воздушном противнике и при радиоактивном, химическом и бактериологическом / биологическом / заражении районе поста.

3. Ведение разведки местности в районе расположения поста.

- 49 -

Проведение занятия

Руководитель занятия, изучит содержание темы и учебных вопросов, а также рекомендованную литературу, проводит рекогносцировку района представляющего занятия. Во избежание шаблонного действия отделения, занятие следует проводить на местности, отличной от той, на которой проводилось тактико-строевое занятие. Выбранный участок местности должен содержать элементы пунктов управления части / соединение /, различного рода препятствий, макеты горящей разбитой боевой техники и вооружения, места для имитации ядерных взрывов, артиллерийского налета противника.

В ходе рекогносцировки местности руководитель занятия определяет ориентиры, хорошо заметных ночью в районе наблюдения ХНП, участки и последовательность отработки учебных вопросов, уточняет тактическую обстановку, дает указания своему помощнику командиру взвода о подготовке района занятия и о порядке имитации. Выполнив эту работу, руководитель занятия разрабатывает план проведения занятия, организует подготовку личного состава и средств материального обеспечения к занятию.

1. Постановка задачи отделению. Выдвижение в район химического наблюдательного поста, его оборудование и маскировка.

Отделение в район занятия выдвигается в составе взвода на фоне тактической обстановки. В ходе движения отрабатываются приемы и действия, слабо усвоенные личным составом на прошлых занятиях. В районе занятия руководитель занятия приказывает командирам отделений поставить химическую разведывательную машину в укрытие, замаскировать ее и  организовать наблюдение за противником.

Убедившись в правильности выполнения отданного распоряжения, руководитель занятия вызывает к себе командиров отделений, ориентирует их на местности и ставит им задачу на выдвижение в район развертывания ХНП: “Противник обороняется на рубеже Топчиха, Белоуровка в 15 км зап. нас”.

“Отделению к 10.00 прибыть на южн.скаты выс. “Лысая” и поступить в распоряжение НХС 5 мсд с задачей вести радиационное и химическое наблюдение на КП дивизии. Маршрут движения: роща “Клин”, Петровка, выс. “Лысая”. Связь со мной через НХС дивизии.

Убедившись в правильности уяснения командиром отделения полученной задачи, руководитель занятия контролирует постановку задачи отделению и действия отделения в ходе выдвижения /правильность посадки в машину и размещение личного состава, включение приборов радиационной и химической разведки и постановку задачи наблюдателю, умение водителей выдерживать заданное направление и скорость движения, доклад водителя о показаниях спидометра при прохождении ориентиров; соблюдение светомаскировки, наблюдение за противником и доклады о результатах наблюдения; правильность размещения машины в заданном районе и постановку задачи отделению по подготовке машин к разведке к выполнению установленного норматива/.

С прибытием отделения в заданный район, командир отделения устанавливает машину в укрытие, отдает распоряжение о подготовке отделения к ведению радиационного и химического наблюдения и докладывает НХС дивизии о поступлении отделения в его распоряжение.

Руководитель занятия / в роли офицеров РХБ службы дивизии/ ориентирует командира отделения на местности и ставит ему задачу на ведение радиационного и химического наблюдения: “Ориентиры”: первый – отдельное дерево; второй – курган +5; третий – угол рощи; четвертый – разрушенный дом.

  Передний край обороны противника проходит на рубеже Топчиха, Белоуровка в 12 км зап.нас.

- 50 -

Отделению вести радиационное и химическое наблюдение на КП дивизии. ХНП оборудовать на зап.скатах  выс. “Лысая” /указывает место/. Район наблюдения выс. “Лысая”, роща “Темная”, разрушенный дом. Особое внимание при наблюдении обратить на район выс. “Лысая”.

Соседние ХНП расположены: выс. “Плоская”; курганы /показывает место на местности/.

Приборы разведки включать через каждые 15 минут, а после ядерного взрыва, вскрытия в воздухе головных частей ракет, налете авиации и артиллерийского обстрела и подачи сигнала оповещения соседними наблюдательными постами – немедленно.

Метеонаблюдение проводить через каждые 2 часа, а при обнаружении ОВ- немедленно.

Об обнаружении радиоактивных, отравляющих веществ, бактериальном /биологическом/ заражений и метеорологических наблюдениях докладывать мне по телефону. Позывные: НХС – “Сокол”, отделения – “Беркут”. Готовность к наблюдению к 10.30.