Тяга поездов: Учебное пособие. Часть 2, страница 35

При математическом описании движения систем, обладающих такими свой­ствами, принято считать независимыми от времени коэффициенты при производ­ных уравнения движения, т. е. движение механических систем можно предска­зать путем решения линейных дифференциальных уравнений. По этому при­знаку системы называют линейными. Для линейных систем применим принцип суперпозиции, согласно которому реакция системы на любую комбинацию внеш­них воздействий равна сумме реакций на каждое из этих воздействий порознь.

Системы, законы движения которых известны и параметры состояния можно предсказать с абсолютной точностью в любой последующий момент времени, на­зываются детерминированными системами. Итак, исходя из основополагающих представлений классической механики поезд признается системой: 1) механи­ческой; 2) линейной, движение которой можно описать линейными дифференци­альными уравнениями; 3) обладающей свойством обратимости; 4) детерминиро­ванной. Решение задач на предсказание движения дает только однозначный ответ с абсолютной точностью. Прежде всего уточним, можно ли поезд считать лишь механической системой. Поскольку состояние поезда определяется только его ко­ординатами и скоростью в данный момент времени, а движение — как изменение его состояния в текущем времени, то поезд признается механической системой. Такое представление состояния и движения является узким. В действительности

248

механическое движение представляет собой лишь одну из форм энергии. Соглас­но закону Р. Майера о сохранении и преобразовании энергии, в природе сущест­вуют еще другие формы движения — тепловая, электрическая, магнитная, хими­ческая, ядерная, которые имеют лишь количественные различия и способны пре­вращаться друг в друга при неизменных качественных соотношениях. В настоя­щее время в физике и кибернетике движение понимается в широком смысле — как любые изменения состояния системы, происходящие при химических, тепло­вых, электромагнитных, внутриатомных и других процессах. Следовательно, ее состояние определяется комплексом физических параметров, дающих представ­ление о тех изменениях, характерных для системы, которые в ней происходят. Для технологии перевозок, надежности и безопасности движения интерес пред­ставляют: мощность источника энергии (дизеля), характеризуемая его термодина­мическими параметрами; свойства электрической передачи мощности, характери­зуемые током, напряжением, тепловыми параметрами тяговых генераторов и дви­гателей; устойчивость движения, характеризуемая коэффициентом сцепления ко­лес с рельсами; пределы допустимых состояний, определяемые нормативами. Воздействия внешней среды, характеризуемые метеорологическими параметра­ми, также оказывают влияние на состояние и поведение поезда. Таким образом, состояние поезда в каждый момент времени определяется не только координата­ми пути и скоростью, но и целым комплексом параметров различной физической природы. Такие системы называют сложными. Более того, движение поезда яв­ляется целенаправленным и, следовательно, все эти параметры состояния могут быть обусловлены целью перевозочного процесса. В управлении движением по­ездов участвуют люди, решения которых зависят от их квалификации, технологи­ческой дисциплины, психологического состояния, организаторских способнос­тей, что вносит в управление элемент неопределенности. Такие факторы носят характер вероятностных событий, а системы называются вероятностными, имея при этом в виду, что нельзя точно предсказать их будущего поведения.

Из этого следует, что поезд не является детерминированной системой, как это принято в методах тяговых расчетов. Наконец, в процессе движения про­исходят трение скольжения, сопротивление движению, явления пластической деформации и упругого гистерезиса, получившие обобщенное название диссипа-тивных сил. Возникают также тепловые потери в окружающую среду дизеля и машин тяговой передачи. Работа диссипативных сил и теплообмен с внешней средой являются причиной необратимых потерь энергии. Такие процессы назы­вают необратимыми, а системы, у которых возникают необратимые процессы, на­зывают незамкнутыми (разомкнутыми).

Процессы незамкнутых систем нельзя описать линейными дифференциальны­ми уравнениями, и поэтому такие системы называют еще нелинейными. Причи­ной нелинейности может также служить зависимость значений сил трения от скорости, нелинейная связь между ускорением и силами, действующими на поезд. Тяговые характеристики локомотивов, характеристики тормозных сил и сил со­противления движению являются нелинейными. Свойством обратимости облада­ют только замкнутые системы, у которых условно считается отсутствие диссипа­тивных сил и взаимодействий с внешней средой и внешними для системы телами. При этом внутренняя энергия остается постоянной, а системы называются замк­нутыми, линейными. В действительности линейные замкнутые системы в природе не встречаются и являются идеализацией в целях упрощения расчетов. Все ре­альные системы, свойства которых зависят от их состояния, являются нелиней­ными.

Таким образом, поезд не обладает свойством обратимости, является нелиней­ной разомкнутой системой. Важное свойство нелинейных систем состоит в том, что, в отличие от линейных, для них неприменим принцип суперпозиции: резуль­тат каждого воздействия при воздействии другого оказывается не таким, каким он был бы, если бы другое воздействие отсутствовало.

В тяговых же расчетах метод суперпозиции широко применяется для опреде­ления равнодействующей сил, норм массы поездов, скорости и времени их дви-

249