Функциональные показатели характеризуют свойства локомотива с позиций его назначения в системе транспорта. Поскольку целевой функцией транспорта является полное удовлетворение народного хозяйства в перевозках в условиях высокой интенсивности движения поездов, то главным функциональным показателем должна служить степень использования силы тяги по сцеплению и мощности, обеспечивающая при прочих равных условиях наибольшую провозную и
224
пропускную способность линий. Степень выполнимости показателей называют оцениванием, которое производят методом сопоставления показателей, полученных в результате испытаний, с номинальными или нормативными параметрами: степень использования номинальной мощности дизеля NeK; степень использования на тягу реализованной эффективной мощности дизеля NeK; степень использования нормативно-расчетной мощности тепловоза NK и др. Естественно, что оценивание производят с выявлением причинно-следственных факторов, обусловивших недоиспользование потенциальных возможностей локомотива или достижимое превышение их.
Экономические показатели характеризуют локомотив с позиций затрат на выработку единицы продукции и экономического эффекта. К ним относятся: энергоемкость единицы перевозочной работы, затраты энергоресурсов на единицу мощности дизеля и касательной мощности тепловоза, эксплуатационные к. п. д. тепловоза и к. п. и. энергоресурсов на тягу и др.
Так как оценочные показатели зависят не только от свойств и состояния тепловозов, но и от условий эксплуатации, то на основе их анализа необходимо делать заключения о степени соответствия опытной серии локомотивов своему назначению.
Выбор и подготовка опытного образца и измерительной техники. Выбор тепловоза, удовлетворяющий требованиям репрезентативности для эксплуатационных тягово-энергетических испытаний, производят на основании статистической обработки удельных расходов топлива на перевозки различными тепловозами депо. Для этого число эксплуатируемых на опытном участке тепловозов разбивают на ряд интервалов по признаку удельных расходов топлива и располагают в таблице в порядке возрастания их. Такой вариационный ряд называют ранжированным (упорядоченным).
Интервал ряда наиболее просто можно определить по формуле Стерджесса:
femax-^mln ,4 л)
1+3,322 Ign v
где п — число тепловозов эксплуатируемого парка на заданном участке обращения; &max. *mln — наибольшие и наименьшие значения удельных расходов в вариационном ряду.
Число разрядов обычно составляет 6—10 и не должно быть более 20 при п > 50. В каждом интервале определяем средневзвешенный
удельный расход b —• „'"' и квадрат отклонения варианты (Ьг — &)2,
2,/lj
где bi — среднее значение удельного расхода топлива в интервале. Далее находим стандартное — среднее квадратичное отклонение удельного расхода от выборочной средней, считая ряд малой выборкой:
а=-|/3(*.-'*)2. (14.2) " п— 1
8 Зак. 2251 225
Доверительную вероятность можно принять ?д — 0,9-4-0,95. Число степеней свободы определим k = п — 1.
Значения ЬГ обычно имеют нормальный закон распределения, что позволяет по значениям 7д и k находить из табулированных таблиц параметр ty — квантиль распределения Стьюдента. Тогда верхний и нижний доверительные интервалы определятся так:
— ° — _£_
6H=*-'v9T4fcB=b+/v7^ (14.3)
; Выбор тепловоза в пределах доверительного интервала производят по техническому состоянию — прокату бандажей, пробегу и т. д., как показано выше. К испытаниям нельзя допускать тепловоз, имеющий неисправности и отклонения от нормы основных тягово-энергетических параметров. Поэтому опытный тепловоз подвергают контролю, регулировке и настройке в процессе производства ТР-1 и реостатных испытаний. При этом следует проверить состояние и параметры агрегатов. У дизелей: живые сечения выпускных и продувочных окон гильз, положение мертвых точек поршней, объем камеры сжатия, углы опережения подачи топлива, цилиндровую мощность, поршневые кольца, днища поршней (нет ли прогара), герметичность и производительность топливных насосов, плотность форсунок, турбокомпрессор и др. Основными контролируемыми и регулируемыми параметрами дизеля следует считать: pz — давление вспышки по цилиндрам дизеля при 15—16-й позиции контроллера; ре — давление сжатия по цилиндрам; toT — температуру отходящих газов; п — частоту вращения дизеля; Ne — эффективную мощность; ge — удельный расход топлива на единицу мощности за час на высшей позиции контроллера; /в и /м — температуру воды и масла при выходе; рнк, рвр — давление воздуха в наддувочном коллекторе и в воздушном ресивере. По электрической передаче: степень ослабления возбуждения двигателей и синхронность срабатывания реле переходов, проверка реле боксования, состояние коллекторов и изоляции якорных обмоток тяговых генераторов, расхождение скоростных характеристик двигателей и др. Основные контролируемые параметры по электрической передаче: UT, Ir — напряжение и ток тягового генератора с построением внешней характеристики на высшей позиции контроллера с включением всех вспомогательных нагрузок; t/Br — напряжение вспомогательного генератора на всех позициях контроллера; гвг и UB — ток возбуждения тягового генератора и напряжение возбудителя; t'HB, toy, ioa — ток независимой обмотки возбуждения возбудителя, управляющей обмотки амплиста-та, задающей обмотки амплистата; /гоп, /го — токи генератора при срабатывании реле перехода и ограничительный ток генератора. Нормы на эти параметры соответствуют требованиям технического обслуживания ТО-3 и текущего ремонта ТР-1. Все проверки, настройки и регулировки фиксируются актами.
226
При выборе опытного участка целесообразно руководствоваться следующим. Участок должен быть типичным для отделения дороги — чаще это наиболее грузонапряженные участки. Для уменьшения инструментальной погрешности измерения расхода топлива длина участка должна быть такой, чтобы на нем расходовалось топлива не менее 1,8— 2 т за поездку в один конец.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.