Если известны мощность или напряжение и ток тягового генератора, значение т]дт можно определить по формуле
ЗбООЛУт 3,Тг~гт1Тд
Чят" QS*, = ~З^Г ' <12'26)
где NK — средняя за период тяги касательная мощность, кВт; t? — время работы в режиме тяги, ч; Ur, /г, Т1ТД — соответственно средние за период тяги напряжение, ток генератора и к.п.д. тяговых двигателей.
К. п. и. электрической тяги можно определить, если известны коэффициенты полезного действия — электростанции т)эс, повышающих трансформаторов т]пт, линии электропередачи г]лэ11, тяговой подстанции т)тп, контактной сети TIKC и электровоза постоянного тока т|э =
•о..8(^д0| и переменного тока т,, = J£*A). :
/C'aSM/ '1 Пят---ЛясПптПиапт1тп'ПксЛа'--"-ЛэсЛ11т'«1лэ11Мтпт1кс2(^кД4)1/П rjr^r-—— 3600 I.
При электротяге по системе постоянного тока
2(fKAs),-
Цл пост—ЛэсЧптЧлэпЛтпПкс „ „„ . •. , ;
U, J o^j( / ЭД;) j
по системе переменного тока
S(fKAs),-
Чз пер-•-ЛэсПптг1лапт1тпг)кс , rv,, лл •
1.52(/daAO,-
Более достоверные сведения об энергетической эффективности тяги в условиях эксплуатации можно получить в результате тягово-энерге-тических испытаний локомотивов, учитывающих специфические условия и технологию перевозок, а также вероятностные факторы на каждом тяговом участке.
205
12.6. ЗАДАЧИ НОРМИРОВАНИЯ И СТРУКТУРА НОРМ РАСХОДА ЭНЕРГОРЕСУРСОВ НА ТЯГУ ПОЕЗДОВ
Установление плановой меры потребления топлива или электроэнергии по видам работы локомотивного парка представляет собой основное содержание нормирования энергоресурсов на транспорте. Основная задача нормирования заключается в применении при планировании и на практике обоснованных норм для учета, контроля, экономии и планомерного использования энергоресурсов. Нормой расхода топлива или электроэнергии называют плановый показатель расхода на производство единицы транспортной продукции [32].
Норма расхода топлива и электроэнергии локомотивами на тягу поездов задается в удельных величинах. Удельная норма для тепловозной тяги представляет собой расход дизельного топлива, отнесенный на 10* т • км брутто перевозочной работы: е = Е • 104/mcL, а для электрической тяги — расход электроэнергии в кВт • ч, отнесенный на 104 т • км брутто: а = А • W/mcL, где тс—масса состава, т; L—длина участка, км; Е, А — соответственно расход топлива, кг, и электроэнергии, кВт • ч.
В основу классификации норм расхода топлива и электроэнергии положен принцип агрегирования — объединения однородных показателей или производств по какому-либо признаку. По принципу агрегирования различают индивидуальные и групповые нормы, между которыми существует определенная связь.
Индивидуальными называют технологические нормы расхода топлива или электроэнергии на выработку единицы продукции локомотивами заданной серии, работающими в одинаковых условиях. Групповой называют норму расхода топлива или электроэнергии на производство планируемого объема продукции на различных уровнях планирования. В этом случае производится агрегирование норм для локомотивов по видам тяги на уровне локомотивного депо, отделения дороги, отрасли. В качестве единицы агрегирования расходов принята единица продукции железных дорог — 104 т • км брутто перевозочной работы.
По периоду действия нормы расхода делятся на месячные, квартальные и годовые, перспективные (пятилетние) и долговременные. Месячные нормы задаются на уровне локомотивного депо, отделения дороги и МПС. Годовые и квартальные нормы задаются на уровне отделения, дороги и МПС. Годовые, перспективные и долгосрочные нормы— на уровне Госплана СССР для всех отраслей народного хозяйства.
Индивидуальные технологические нормы за поездную работу устанавливают на уровне депо для локомотивов эксплуатируемого парка. Нормы расхода топлива или электроэнергии разделяются по направлениям движения (в границах участков работы локомотивных бригад), по сериям локомотивов, по видам движения пассажирского, грузового и хозяйственного движения, маневрового и вспомогательного. 206
К индивидуальной технологической норме относится также расход топлива или электрической энергии на поддержание локомотивов в горячем состоянии в зимний период времени, на пуск после ремонта. Индивидуальные технологические нормы используют для оценки работы локомотивных бригад и для контроля теплотехнического состояния локомотивов. По результатам учета выполнения норм производится материальное поощрение локомотивных бригад.
Потребность локомотивного депо в топливе или электрической энергии определяют как сумму произведений каждой индивидуальной технологической нормы на соответствующий ей объем работы локомотивов.
Индивидуальные технологические нормы, учитывающие поездную работу локомотивов, составляют более 90 % всей групповой общепроизводственной нормы локомотивного депо. Поэтому нормированию расхода энергоресурсов локомотивами на тягу поездов придается большое значение. Нормы расхода энергоресурсов должны быть прогрессивными, научно обоснованными, экономичными. Это предполагает необходимость устранения нерациональных затрат и поиск организационно-технических мероприятий экономии топлива и электрической энергии.
Основным методом разработки норм расхода энергоресурсов утвержден расчетно-аналитический метод с использованием априорной информации по паспортным характеристикам подвижного состава и учетно-статистическрй — по данным маршрутов машинистов. Проверку правильности рассчитанных индивидуальных норм производят с помощью опытных поездок (эксперимента) с технически исправными и отлаженными локомотивами при соблюдении режимов эксплуатации, предусмотренных технологическими нормативами и соответствующими инструкциями.
12.7. МЕТОДИКА РАСЧЕТА НОРМ РАСХОДА ЭНЕРГОРЕСУРСОВ
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.