Тяга поездов: Учебное пособие. Часть 2, страница 19

Если известны мощность или напряжение и ток тягового генерато­ра, значение т]дт можно определить по формуле

ЗбООЛУт    3,Тг~гт1Тд

Чят"  QS*, = ~З^Г ' <12'26)

где NK — средняя за период тяги касательная мощность, кВт; t? — время работы в режиме тяги, ч; Ur, /г, Т1ТД — соответственно средние за период тяги напряже­ние, ток генератора и к.п.д. тяговых двигателей.

К. п. и. электрической тяги можно определить, если известны коэф­фициенты полезного действия — электростанции т)эс, повышающих трансформаторов т]пт, линии электропередачи г]лэ11, тяговой подстанции т)тп, контактной сети TIKC и электровоза постоянного тока т|э =

•о..8(^д0|   и переменного тока т,, =  J£*A).  :

/C'aSM/ '1 Пят---ЛясПптПиапт1тп'ПксЛа'--"-ЛэсЛ11т'«1лэ11Мтпт1кс2(^кД4)1/П rjr^r-—— 3600 I.

При электротяге по системе постоянного тока

2(fKAs),-

Цл пост—ЛэсЧптЧлэпЛтпПкс   „    „„   . •. ,    ;

U, J o^j( / ЭД;) j

по системе переменного тока

S(fKAs),-

Чз пер-•-ЛэсПптг1лапт1тпг)кс ,  rv,,     лл •

1.52(/daAO,-

Более достоверные сведения об энергетической эффективности тяги в условиях эксплуатации можно получить в результате тягово-энерге-тических испытаний локомотивов, учитывающих специфические усло­вия и технологию перевозок, а также вероятностные факторы на каж­дом тяговом участке.

205

12.6. ЗАДАЧИ НОРМИРОВАНИЯ И СТРУКТУРА НОРМ РАСХОДА ЭНЕРГОРЕСУРСОВ НА ТЯГУ ПОЕЗДОВ

Установление плановой меры потребления топлива или электро­энергии по видам работы локомотивного парка представляет собой ос­новное содержание нормирования энергоресурсов на транспорте. Ос­новная задача нормирования заключается в применении при планиро­вании и на практике обоснованных норм для учета, контроля, эконо­мии и планомерного использования энергоресурсов. Нормой рас­хода топлива или электроэнергии называют плановый показатель расхода на производство единицы транспортной продукции [32].

Норма расхода топлива и электроэнергии локомотивами на тягу поездов задается в удельных величинах. Удельная норма для тепловоз­ной тяги представляет собой расход дизельного топлива, отнесенный на 10* т • км брутто перевозочной работы: е = Е • 104/mcL, а для электри­ческой тяги — расход электроэнергии в кВт • ч, отнесенный на 104 т • км брутто: а = А • W/mcL, где тс—масса состава, т; L—дли­на участка, км; Е, А — соответственно расход топлива, кг, и электро­энергии, кВт • ч.

В основу классификации норм расхода топлива и электроэнергии положен принцип агрегирования — объединения однородных показа­телей или производств по какому-либо признаку. По принципу агре­гирования различают индивидуальные и групповые нормы, между которыми существует определенная связь.

Индивидуальными называют технологические нормы рас­хода топлива или электроэнергии на выработку единицы продукции ло­комотивами заданной серии, работающими в одинаковых условиях. Групповой называют норму расхода топлива или электроэнергии на производство планируемого объема продукции на различных уров­нях планирования. В этом случае производится агрегирование норм для локомотивов по видам тяги на уровне локомотивного депо, отделе­ния дороги, отрасли. В качестве единицы агрегирования расходов при­нята единица продукции железных дорог — 104 т • км брутто перево­зочной работы.

По периоду действия нормы расхода делятся на месячные, квар­тальные и годовые, перспективные (пятилетние) и долговременные. Месячные нормы задаются на уровне локомотивного депо, отделения дороги и МПС. Годовые и квартальные нормы задаются на уровне от­деления, дороги и МПС. Годовые, перспективные и долгосрочные нор­мы— на уровне Госплана СССР для всех отраслей народного хозяйства.

Индивидуальные технологические нормы за поездную работу уста­навливают на уровне депо для локомотивов эксплуатируемого парка. Нормы расхода топлива или электроэнергии разделяются по направ­лениям движения (в границах участков работы локомотивных бригад), по сериям локомотивов, по видам движения пассажирского, грузового и хозяйственного движения, маневрового и вспомогательного. 206

К индивидуальной технологической норме относится также расход топлива или электрической энергии на поддержание локомотивов в го­рячем состоянии в зимний период времени, на пуск после ремонта. Индивидуальные технологические нормы используют для оценки рабо­ты локомотивных бригад и для контроля теплотехнического состояния локомотивов. По результатам учета выполнения норм производится материальное поощрение локомотивных бригад.

Потребность локомотивного депо в топливе или электрической энергии определяют как сумму произведений каждой индивидуальной технологической нормы на соответствующий ей объем работы локомо­тивов.

Индивидуальные технологические нормы, учитывающие поездную работу локомотивов, составляют более 90 % всей групповой общепро­изводственной нормы локомотивного депо. Поэтому нормированию рас­хода энергоресурсов локомотивами на тягу поездов придается большое значение. Нормы расхода энергоресурсов должны быть прогрессивны­ми, научно обоснованными, экономичными. Это предполагает необхо­димость устранения нерациональных затрат и поиск организационно-технических мероприятий экономии топлива и электрической энергии.

Основным методом разработки норм расхода энергоресурсов утвержден расчетно-аналитический метод с использованием априор­ной информации по паспортным характеристикам подвижного состава и учетно-статистическрй — по данным маршрутов машинистов. Про­верку правильности рассчитанных индивидуальных норм производят с помощью опытных поездок (эксперимента) с технически исправными и отлаженными локомотивами при соблюдении режимов эксплуата­ции, предусмотренных технологическими нормативами и соответству­ющими инструкциями.

12.7. МЕТОДИКА РАСЧЕТА НОРМ РАСХОДА ЭНЕРГОРЕСУРСОВ