Тяга поездов: Учебное пособие. Часть 2, страница 16

Расчет   расхода   топлива   на тягу  более   наглядно  показать на примере графического мето­да.  Для этого  надо иметь: ин­тегральные   кривые   v(s)   и   t(s) на заданном  участке;  разметку режимов    работы     на    кривой и (s); расходные характеристики G (v, /гк) и gx («.). При этом пк— наивысшая позиция   контролле­ра    принимается    потому,    что кривая   v(s)   построена по тяго­вой   характеристике   на   такой позиции.

Для каждого интервала ско­рости Ду/( ;+1 -- vi+l — vit взя­того на кривой v (s), находим среднюю скорость, а по ней на диаграмме G (v, п) найдем рас­ход топлива за минуту Git i+l; по интервалу A^ii+1 найдем на интегральной кривой время £,•.*+, в минутах; расход топли­ва при изменении скорости от vt до 0;+] составит £,-, m —• = Gi: i+J Atti t+i- Аналогичные расчеты производят для всех интервалов скорости режи-

ма   тяги.    Просуммировав   их,   получим   расход   топлива   на  тягу

S G,A^.

i --= i

Далее надо подсчитать расход топлива на стоянках и холостом ходу: по интегральной кривой t (s) определим время езды в режиме хо­лостого хода; по расписанию движения определим продолжительность стоянок на промежуточных станциях и определим суммарное время холостого хода дизеля ^х; по нормативной частоте вращения коленча­того вала дизеля на холостом ходу найдем gx на характеристике gx (n). Произведение gx #x составит расход топлива на холостом ходу на тя-

т

говом участке.   Выражение Е      >] G,A/,- -f gxtx составит расход топ-

« = i лива на тягу и обслуживание поезда на всем участке.

Для анализа эффективности изыскания и использования резервов экономии и нормирования расхода топлива производят расчеты по элементам затрат. Например, расход топлива на работу сил сопро­тивления движению

ЕОС -1'<Эр„Пт (и>ср + 9,8\{э)(тс + тл)1, (12.10) где QJJ — низшая теплота сгорания топлива, кДж/кг; т)т — к.п.д. тепловоза; О)Ср — основное удельное сопротивление движению при средней скорости за рейс, Н/т; (э — эквивалентный подъем участка, %<ъ тс, тл — соответственно мас­са состава и локомотива, т; L — длина участка, км.

Механическая энергия остановочного торможения, Дж

Лтор--1000/и(НТ) ?- ——-10(Шт(а)х + 9,81 iT)m.        (12.11)

л         О , О~

Расход топлива на одно остановочное торможение

•4-rnn т                                 v'2

ЕОС-Г --'———~——      —-——1(1  i^Y) -——Г-(шх-[ 9,81/т)5т],    (12.12) 1000 <?РПт QPt|T                 2-3,6-

где (J{J — низшая теплота сгорания топлива, кДж/кг; га (1 -'- у) — масса поезда, приведенная к поступательному движению, т; у ^- 0,0583; v — скорость в начале торможения, км/ч; и>х — основное удельное сопротивление движению поезда при холостом ходе локомотива в среднем от ун до VK ----- 0, Н/т; i'T — уклон, °/оо; ST — тормозной путь, км, определяется по формуле.

12.4. МЕТОДИКА  РАСЧЕТА  РАСХОДА  ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ  ЭЛЕКТРОВОЗАМИ

При электрической тяге на постоянном токе расчет расхода электроэнергии производят при номинальном напряжении контактной сети Ua -- 3000 В. При переменной нагрузке он определяется интегральной функцией: /ат =

"'   УЗ J ^э &, где /э —- ток  нагрузки электровоза   в   каждый момент времени, А; / — время, мин.

Значения /э и t зависят от условий движения, а /э (v) является эмпирической нелинейной функцией скорости, поэтому уравнение проинтегрировать в квадра-

197

турах нельзя. Решение находят в форме задачи Коши: берут определенный ин­теграл в интервале времени от ^ до ?2, а ток принимают /э = idem — постоян­ной в этом интервале, соответствующей средней скорости в интервале:

Am = U9 }' /эсН«£/82   (/ЭЛ*)<- i=l,2,..., я.

7, г=1

Если Ua = 3000 В, а расход электроэнергии определять в кДж, то формула при­нимает вид

3000 2 /э Д< л

Лэт= —————-——3600 — 180   V /чДг, 1 = 1,2,..., п. (12.13) эт          1000-60                           »=1

При рекуперативном торможении принимают (/р = 3300 В, тогда количест­во энергии, возвращенной в сеть,

/lp=198V  /рЛ^р, ; = 1,2,..., т. (12.14) 1=1

Методика расчета расхода электроэнергии. Исходные данные: ранее постро­енные интегральные графики t (s) и /э (s). Воспользуемся графиками /:J (s) и t (s) для заполнения расчетной табл. 12.4. При этом ток электровоза измеряется в А, а время — в мин.

Подставив результирующую 2 /э ср Д^ в формулу (12.13), получим лэт— рас­ход электроэнергии на тягу поезда в кДж.

Ток рекуперативного торможения /р определяют по диаграмме /р (v) соот­ветственно установленной скорости регулировочного торможения и позиции тор­мозной рукоятки контроллера. Продолжительность езды с рекуперацией опреде­ляем по интегральным кривым t (s) и v (s). Рекуперативную энергию определяем по формуле (12.14), а расход электроэнергии на вспомогательные нагрузки опре­деляем в кДж по формуле Авсп = 3600 Рвсп tv, где Рвсп — мощность вспомога­тельных нагрузок, принимается согласно ПТР по сериям электровозов, кВт; tp — время за рейс от момента выезда из основного депо до момента остановки в оборотном пункте, ч.

Расход электроэнергии на стоянке под напряжением в ожидании работы и на передвижения по экипировке в кДж: Ая = 3600 Яд, где Рд — норма по сериям электровозов на одну выдачу электровоза, кВт-ч.

Электроэнергия, израсходованная на поездку в один конец, л ~~ л     i  л       1 л       л

Л _ ЛэтП-Лвсп -\- Лд——Лр.

Расход электроэнергии на первичной стороне тяговой подстанции

Лпс^-Л/ПпЛс. где т|п, т]с — к.п.д. тяговой подстанции и контактной сети.

Методика расчета расхода электроэнергии при электрической тяге на пере­менном токе аналогична показанной на постоянном токе. Различие состоит в том. что для расчетов Лэт используют паспортную диаграмму Ida (v) ~ зависимость действующего значения активного тока от скорости. Построения интегральной зависимости 1^а (s) показаны на рис. 12.5. В графах 2—5 табл. 12.3 следует по­ставить значения 1$а „ — в начале интервала скорости, 1аа к — в конце, а в гра­фе 7 — произведение /<ja ср Д*нк-

Номинальное напряжение контактной сети t/3 = 25 000 В. Расход электро­энергии на тягу поезда