Тяга поездов: Учебное пособие. Часть 2, страница 22

Де,   е,—е„. (12.40)

После расчета статистических параметров выборочных групп ап­проксимируют их средние арифметические значения удельного расхода топлива е. Причем аппроксимируют случайные значения только тех групп, которые распределены по нормальному закону с вероятностью, не меньшей 0,95. Полученные таким образом зависимости базовой нор­мы еп и дополнительных расходов Де; в виде полиномов п-й степени ис­пользуют для расчета индивидуальных технологических норм расхода топлива тепловозами на тягу поездов по формуле (12.35). Зависимости расхода топлива от остальных вероятностных факторов рассчитывают аналогично.

Существенно упростится расчет норм, если применять для этих целей современные мини-ЭВМ или микропроцессорную технику. Но если депо не применяют ЭВМ, то для сокращения вычислений исполь­зуют табличные зависимости. Иногда несколько таблиц объединяют в одну. Составляют также таблицы для ориентировочного расчета норм расхода топлива локомотивными бригадами после окончания поездки. Такой упрощенный метод используют в настоящее время во многих тепловозных депо сети железных дорог.

12.8. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАТРАТ ЭНЕРГОРЕСУРСОВ НА ТЯГУ ПОЕЗДОВ

Прогнозирование и планирование являются элементами единой системы установления плановой меры потребления энергоресурсов на тягу поездов. Прогнозирование является первой стадией планиро­вания. При прогнозировании получают информацию о том, что вероят­но будет, при планировании — что должно быть.

213

В настоящее время широкое распространение получил расчетно-аналитический метод планирования расхода топлива и электроэнергии [32]. Метод расчета групповых норм основан на использовании расчет­ных зависимостей, которые используют для расчета индивидуальных технологических норм, что позволяет количественно связать норму с предлагаемыми изменениями эксплуатационных показателей, а так­же учесть уровень совершенствования технологии и организации пере­возочного процесса, повышения технического состояния подвижного состава и пути.

Для этого сначала рассчитывают изменения (%) эксплуатационных показателей An, включенных в уравнения планового расхода, по фор­муле

Дя-..=^2=^*100%. (12.41) «пл

где лпл — плановое значение показателя; Пф — фактическое значение показате­ля на данный период времени.

Затем изменение каждого показателя Дп умножают на соответст­вующий коэффициент влияния р, который учитывает из­менение нормы расхода топлива, выраженной в %, при изменении каждого из эксплуатационных показателей на 1 %. Произведение An на коэффициент влияния р представляет собой изменение в % удельно­го расхода топлива в связи с ожидаемым изменением того или иного экс­плуатационного показателя. Например, для расчета планового рас­хода топлива тепловозами на тягу поездов в грузовом движении ис­пользуют следующую зависимость:

е„ -e,,-f-|H-10-*(Amcpmc+Aopt--l-A</oP,-fAWUJpu,-|-AJV,iPn-i-A.V,,nPiiiiTA/HBP/)]4-

+6т\+в"Р' (12.42)

где е0 — фактический расход топлива тепловозами в грузовом движении за про­шедший период, кг/104 т-км брутто; Дтс, До, &q0 — изменение соответст­венно массы состава, технической скорости движения и массы вагона, отнесен­ной к одной колесной паре; &NW — изменение доли грузовых вагонов с различ­ным числом осей в вагоне и различными буксовыми подшипниками; A/VU — изме­нение доли бесстыковочного пути; Д#1Ш — изменение порожнего пробега гру­зовых вагонов; Д^нв — изменение температуры исходного периода от среднего­довой многолетней температуры наружного воздуха; р* — коэффициенты влияния различных эксплуатационных факторов на расход топлива или электроэнергии; "п> ^пр — изменение нормы расхода в связи с изменением соответственно эконо­мичности локомотивов и степени заполнения пропускной способности железнодо­рожного участка.

При расчете групповых норм расхода топлива коэффициенты влия­ния Р целесообразно определять не по формулам (12.31) — (12.36), а на основании данных табл. 12.7. Влияние экономичности локомоти­вов, вызванное поставкой новых и модернизацией старых локомоти­вов, определяют по формуле

8л=2егАт|г, (12.43) 214

где е; — отношение удельного расхода топлива тепловозами i-й серии к удельно­му расходу всеми тепловозами; Дт]; — изменение доли участия в перевозочной работе локомотивов t'-й серии.

Тогда общий расход топлива

е--егуг \ еп7п4еМвУмв+ех7хН-емУм, (12.44)

где ег, еп, емв, ех — расход топлива тепловозами соответственно в грузовом, пассажирском, моторвагонном и хозяйственном движении, кг/104 т-км брутто; Yr> Yn> Тин- 7х — доля работы тепловозов, занятых соответственно в грузовом, пассажирском, моторвагонном и хозяйственном движении; ем — расход топлива или электроэнергии на 100 локомотиво-км маневрового пробега, кг/104 т-км брут-

Ю2/-м .       . то;   7м -~ ~——— — доля  работы локомотивов, занятых на маневровой работе;

2^т f>£_,

LM — пробег локомотивов, занятых на маневровой работе, локомотиво-км: 2mcL — объем перевозочной работы, выполненной всеми локомотивами. 104 т- км брутто.

Глава   13

ПРИМЕНЕНИЕ ЭВМ И ИСХОДНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ТЯГОВО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ РАСЧЕТОВ

13.1. ИСХОДНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Численное интегрирование уравнения движения поезда производят на ЭВМ. В результате расчета определяют скорость и время движения, расход топлива или электроэнергии, превышение температуры обмоток электрических машин, механическую работу силы тяги, коэффициент использования мощности, эксплуатационный к. п. д. локомотива и др. Тягово-энергетические расчеты на ЭВМ используют также для разра­ботки режимных карт вождения поездов, расчета индивидуальных и групповых технологических норм расхода топлива или электроэнергии на тягу поездов.

215

Современные ЭВМ позволяют производить многовариантные рас­четы показателей работы тепловозов, моделировать технологические процессы вождения поездов с целью оптимизации режимов и изыскания резервов повышения провозной способности железных дорог, энергети­ческой эффективности тяги.