Де, е,—е„. (12.40)
После расчета статистических параметров выборочных групп аппроксимируют их средние арифметические значения удельного расхода топлива е. Причем аппроксимируют случайные значения только тех групп, которые распределены по нормальному закону с вероятностью, не меньшей 0,95. Полученные таким образом зависимости базовой нормы еп и дополнительных расходов Де; в виде полиномов п-й степени используют для расчета индивидуальных технологических норм расхода топлива тепловозами на тягу поездов по формуле (12.35). Зависимости расхода топлива от остальных вероятностных факторов рассчитывают аналогично.
Существенно упростится расчет норм, если применять для этих целей современные мини-ЭВМ или микропроцессорную технику. Но если депо не применяют ЭВМ, то для сокращения вычислений используют табличные зависимости. Иногда несколько таблиц объединяют в одну. Составляют также таблицы для ориентировочного расчета норм расхода топлива локомотивными бригадами после окончания поездки. Такой упрощенный метод используют в настоящее время во многих тепловозных депо сети железных дорог.
12.8. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАТРАТ ЭНЕРГОРЕСУРСОВ НА ТЯГУ ПОЕЗДОВ
Прогнозирование и планирование являются элементами единой системы установления плановой меры потребления энергоресурсов на тягу поездов. Прогнозирование является первой стадией планирования. При прогнозировании получают информацию о том, что вероятно будет, при планировании — что должно быть.
213
В настоящее время широкое распространение получил расчетно-аналитический метод планирования расхода топлива и электроэнергии [32]. Метод расчета групповых норм основан на использовании расчетных зависимостей, которые используют для расчета индивидуальных технологических норм, что позволяет количественно связать норму с предлагаемыми изменениями эксплуатационных показателей, а также учесть уровень совершенствования технологии и организации перевозочного процесса, повышения технического состояния подвижного состава и пути.
Для этого сначала рассчитывают изменения (%) эксплуатационных показателей An, включенных в уравнения планового расхода, по формуле
Дя-..=^2=^*100%. (12.41) «пл
где лпл — плановое значение показателя; Пф — фактическое значение показателя на данный период времени.
Затем изменение каждого показателя Дп умножают на соответствующий коэффициент влияния р, который учитывает изменение нормы расхода топлива, выраженной в %, при изменении каждого из эксплуатационных показателей на 1 %. Произведение An на коэффициент влияния р представляет собой изменение в % удельного расхода топлива в связи с ожидаемым изменением того или иного эксплуатационного показателя. Например, для расчета планового расхода топлива тепловозами на тягу поездов в грузовом движении используют следующую зависимость:
е„ -e,,-f-|H-10-*(Amcpmc+Aopt--l-A</oP,-fAWUJpu,-|-AJV,iPn-i-A.V,,nPiiiiTA/HBP/)]4-
+6т\+в"Р' (12.42)
где е0 — фактический расход топлива тепловозами в грузовом движении за прошедший период, кг/104 т-км брутто; Дтс, До, &q0 — изменение соответственно массы состава, технической скорости движения и массы вагона, отнесенной к одной колесной паре; &NW — изменение доли грузовых вагонов с различным числом осей в вагоне и различными буксовыми подшипниками; A/VU — изменение доли бесстыковочного пути; Д#1Ш — изменение порожнего пробега грузовых вагонов; Д^нв — изменение температуры исходного периода от среднегодовой многолетней температуры наружного воздуха; р* — коэффициенты влияния различных эксплуатационных факторов на расход топлива или электроэнергии; "п> ^пр — изменение нормы расхода в связи с изменением соответственно экономичности локомотивов и степени заполнения пропускной способности железнодорожного участка.
При расчете групповых норм расхода топлива коэффициенты влияния Р целесообразно определять не по формулам (12.31) — (12.36), а на основании данных табл. 12.7. Влияние экономичности локомотивов, вызванное поставкой новых и модернизацией старых локомотивов, определяют по формуле
8л=2егАт|г, (12.43) 214
где е; — отношение удельного расхода топлива тепловозами i-й серии к удельному расходу всеми тепловозами; Дт]; — изменение доли участия в перевозочной работе локомотивов t'-й серии.
Тогда общий расход топлива
е--егуг \ еп7п4еМвУмв+ех7хН-емУм, (12.44)
где ег, еп, емв, ех — расход топлива тепловозами соответственно в грузовом, пассажирском, моторвагонном и хозяйственном движении, кг/104 т-км брутто; Yr> Yn> Тин- 7х — доля работы тепловозов, занятых соответственно в грузовом, пассажирском, моторвагонном и хозяйственном движении; ем — расход топлива или электроэнергии на 100 локомотиво-км маневрового пробега, кг/104 т-км брут-
Ю2/-м . . то; 7м -~ ~——— — доля работы локомотивов, занятых на маневровой работе;
2^т f>£_,
LM — пробег локомотивов, занятых на маневровой работе, локомотиво-км: 2mcL — объем перевозочной работы, выполненной всеми локомотивами. 104 т- км брутто.
Глава 13
ПРИМЕНЕНИЕ ЭВМ И ИСХОДНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ТЯГОВО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ РАСЧЕТОВ
13.1. ИСХОДНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Численное интегрирование уравнения движения поезда производят на ЭВМ. В результате расчета определяют скорость и время движения, расход топлива или электроэнергии, превышение температуры обмоток электрических машин, механическую работу силы тяги, коэффициент использования мощности, эксплуатационный к. п. д. локомотива и др. Тягово-энергетические расчеты на ЭВМ используют также для разработки режимных карт вождения поездов, расчета индивидуальных и групповых технологических норм расхода топлива или электроэнергии на тягу поездов.
215
Современные ЭВМ позволяют производить многовариантные расчеты показателей работы тепловозов, моделировать технологические процессы вождения поездов с целью оптимизации режимов и изыскания резервов повышения провозной способности железных дорог, энергетической эффективности тяги.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.