Методологической основой нормирования энергоресурсов служат Правила тяговых расчетов. В качестве меры нормы расхода по видам затрат приняты эксплуатационные показатели: 10* т • км брутто перевозочной работы, 100 локомотиво-км одиночного следования локомотива, 1 ч простоя в рабочем состоянии в ожидании работы. Расход энергоресурсов на эксплуатационные показатели поставлен в зависимость от серии локомотивов, тягового профиля пути, объема и структуры перевозок, категории поездов, типа вагонов, метеорологических условий и др. Вначале рассчитывают так называемую исходную норму е0, представляющую собой типовую модель удельного расхода топлива на прямом горизонтальном пути, при ведении состава из четырехосных вагонов с осевой массой вагона qn ••- 17,5 т, со средней скоростью, равной равномерной скорости на прямом горизонтальном пути/Затем исходную норму корректируют с помощью коэффициентов влияния
207
kj, которые учитывают отклонение эксплуатационных показателей от принятых ранее для расчета исходной нормы:
е~0+Де,- Де,- ——
&/———'=!+—, /=!,/, (12.27) ео ео
где е0 — исходная норма, кг на /10* т-км брутто; &.ej — изменение расхода топлива в зависимости от изменения j-ro фактора; / — число учитываемых факторов.
Кроме того, рассчитывают расход топлива, вызванный остановками поезда, — г'Де0, работой локомотивов в режиме холостого хода во время движения kxeK и во время стоянок Qck'^ex.
Окончательно индивидуальную технологическую норму расхода топлива на поездку рассчитывают по формуле
e—-eQkyLkik^kw-\-zbe9-\ *хгх+0с^хех. (12.28)
1 Д1' ^ц — коэффициент, учитывающий степень использования грузоподъемности нагонов; ki — коэффициент «трудности» профиля нормируемого участка; &т — температурный коэффициент нормируемого периода; kw — коэффициент, учитывающий изменение сопротивления движению вагонов в зависимости от наличия в составе порожних четырехосных вагонов на подшипниках скольжения; г' — число остановок, предусмотренных графиком движения поездов на 100 поездо-км; Де0 — затраты топлива на одну остановку, отнесенную к 100 поездо-км; kx — коэффициент холостого хода тепловоза, выраженный отношением времени работы тепловоза в режиме холостого хода к общему времени движения поезда; ех — удельный расход топлива на 1 ч работы тепловоза в режиме холостого хода; 6С — отношение времени стоянок, предусмотренных расписанием движения, к общему времени движения поезда; kx — коэффициент холостой работы дизеля, выраженный отношением времени работы дизеля во время стоянок к общей продолжительности стоянок.
Исходную норму <?„ определяют по топливно-энергетическому паспорту тепловоза, который представляет собой зависимость удельного расхода топлива от массы состава тс и основного удельного сопротивления движению поезда wn:
e0=:S (V|-_W (12.29) \ тс/
где S, К, Т — коэффициенты уравнения топливно-энергетического паспорта.
Коэффициенты уравнения топливно-энергетического паспорта тепловоза рассчитывают следующим образом. Сначала в точках пересечения кривых основного сопротивления движению поезда W0 (v, mc) (кривые / на рис. 12.7) различной массы с кривыми тяговой характеристики /•'„ (v) (кривая 2) определяют значения равномер-
ной скорости движения и (см. рис. 12.7). Затем для каждого значения v рассчитывают соответствующие ей w0 — Wa/mc и удельный часовой расход топлива в кг/104 т • км брутто:
G-60
<v-=————;, (12.30) mcv • 10~4
где G — расход топлива тепловозом в режиме тяги, кг/мин.
Определяют G по расходным характеристикам G (v, пк). Найдя таким путем ряд значений eri и woi и обрабатывая их методом математической статистики, получают эмпирическую формулу (12.29) для каждой серии тепловоза.
В табл. 12.5 приведены коэффициенты уравнения топливно-энергетического паспорта тепловозов различных серий. Коэффициенты влияния, учитывающие изменения эксплуатационных показателей, определяют путем дифференцирования уравнения топливно-энергетического паспорта тепловоза (12.29) в частных производных. Кроме того, для отдельных показателей, например температуры воздуха, коэффициент влияния k% рассчитывают по данным испытаний локомотивов методами теории вероятностей и математической статистики.
Коэффициент влияния степени использования грузоподъемности вагонов рассчитывают по формуле
k l-i-|'0.131+0.004 (n |3Чп,пп4ь,)] (12.31) М L И J
^
где |i — коэффициент, учитывающий отношение ^0/17,5.
Коэффициент «трудности» профиля нормируемого участка рассчитывают по формуле
k^ 1 f (0,705—0,00452u)i3, (12.32»
где !э — эквивалентный уклон нормируемого участка, который определяю;- по формуле (12.2).
Температурный коэффициент учитывает изменение расхода топлива от изменения температуры окружающего воздуха на 1 °С. Для тепловозной тяги он принят равным 0,26 и подсчитывается по формуле
6т = Н-0,0026Д^нв, (12.33)
где Д^нв — отклонение температуры наружного воздуха от +15 °С.
209
Расход топлива (кг/104 т • км брутто), вызванный остановками поезда, рассчитывают по формуле
д^О.515. 10-^^f/ll3,7--4 (12.34) т с "\ ат/'
где ин — скорость начала торможения перед остановкой; w-T — основное удельное сопротивление, рассчитанное при средней скорости на участке торможения; ат — замедление поезда при торможении.
Расход топлива, вызванный работой тепловоза в режиме холостого хода во время движения и на стоянках, рассчитывают по формуле (12.30), только вместо G подставляют Gx.
Расчет индивидуальных технологических норм существенно упрощается, если использовать электронно-вычислительные машины (ЭВМ). Но если ЭВМ не используют, целесообразно пользоваться таблицами или графиками, построенными на основании уравнений (12.29) — (12.34). Так, например, для расчета исходной нормы е0 составляют табл. 12.6 или строят график, изображенный на рис. 12.8.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.