Тяга поездов: Учебное пособие. Часть 2, страница 20

Методологической основой нормирования энергоресурсов служат Правила тяговых расчетов. В качестве меры нормы расхода по видам затрат приняты эксплуатационные показатели: 10* т • км брутто пе­ревозочной работы, 100 локомотиво-км одиночного следования ло­комотива, 1 ч простоя в рабочем состоянии в ожидании работы. Расход энергоресурсов на эксплуатационные показатели поставлен в зависи­мость от серии локомотивов, тягового профиля пути, объема и струк­туры перевозок, категории поездов, типа вагонов, метеорологических условий и др. Вначале рассчитывают так называемую исходную норму е0, представляющую собой типовую модель удельного расхода топлива на прямом горизонтальном пути, при ведении состава из четырехосных вагонов с осевой массой вагона qn ••- 17,5 т, со средней скоростью, равной равномерной скорости на прямом горизонтальном пути/Затем исходную норму корректируют с помощью коэффициентов влияния

207

kj, которые учитывают отклонение эксплуатационных показателей от принятых ранее для расчета исходной нормы:

е~0+Де,-         Де,-        ——

&/———'=!+—,   /=!,/, (12.27) ео                ео

где е0 — исходная норма, кг на /10* т-км брутто; &.ej — изменение расхода топ­лива в зависимости от изменения j-ro фактора; / — число учитываемых факторов.

Кроме того, рассчитывают расход топлива, вызванный остановками поезда, — г'Де0, работой локомотивов в режиме холостого хода во время движения kxeK и во время стоянок Qck'^ex.

Окончательно индивидуальную технологическую норму расхода топлива на поездку рассчитывают по формуле

e—-eQkyLkik^kw-\-zbe9-\ *хгх+0с^хех. (12.28)

1 Д1' ^ц — коэффициент, учитывающий степень использования грузоподъемности нагонов; ki — коэффициент «трудности» профиля нормируемого участка; &т — температурный коэффициент нормируемого периода; kw — коэффициент, учиты­вающий изменение сопротивления движению вагонов в зависимости от наличия в составе порожних четырехосных вагонов на подшипниках скольжения; г' — число остановок, предусмотренных графиком движения поездов на 100 поездо-км; Де0 — затраты топлива на одну остановку, отнесенную к 100 поездо-км; kx — коэффициент холостого хода тепловоза, выраженный отношением времени работы тепловоза в режиме холостого хода к общему времени движения поезда; ех — удельный расход топлива на 1 ч работы тепловоза в режиме холостого хода; 6С — отношение времени стоянок, предусмотренных расписанием движения, к об­щему времени движения поезда; kx — коэффициент холостой работы дизеля, вы­раженный отношением времени работы дизеля во время стоянок к общей продол­жительности стоянок.

Исходную норму <?„ определяют по топливно-энергетическому пас­порту тепловоза, который представляет собой зависимость удельного расхода топлива от массы состава тс и основного удельного сопротив­ления движению  поезда wn:

e0=:S   (V|-_W     (12.29) \        тс/

где S, К, Т — коэффициенты уравнения топливно-энергетического паспорта.

Коэффициенты уравнения топ­ливно-энергетического паспорта тепловоза рассчитывают следующим образом. Сначала в точках пере­сечения кривых основного со­противления движению поезда W0 (v, mc) (кривые / на рис. 12.7) различной массы с кривыми тяго­вой характеристики /•'„ (v) (кривая 2) определяют значения равномер-

ной скорости движения и (см. рис. 12.7). Затем для каждого значения v рассчитывают соответствующие ей w0 — Wa/mc и удельный часо­вой расход топлива в кг/104 т • км брутто:

G-60

<v-=————;, (12.30) mcv • 10~4

где G — расход топлива тепловозом в режиме тяги, кг/мин.

Определяют G по расходным характеристикам G (v, пк). Найдя та­ким путем ряд значений eri и woi и обрабатывая их методом математи­ческой статистики, получают эмпирическую формулу (12.29) для каж­дой серии тепловоза.

В табл. 12.5 приведены коэффициенты уравнения топливно-энерге­тического паспорта тепловозов различных серий. Коэффициенты влия­ния, учитывающие изменения эксплуатационных показателей, опре­деляют путем дифференцирования уравнения топливно-энергетическо­го паспорта тепловоза (12.29) в частных производных. Кроме того, для отдельных показателей, например температуры воздуха, коэффициент влияния k% рассчитывают по данным испытаний локомотивов методами теории вероятностей и математической статистики.

Коэффициент влияния степени использования грузоподъемности вагонов рассчитывают по формуле

k      l-i-|'0.131+0.004    (n |3Чп,пп4ь,)] (12.31) М          L          И                                        J

^

где |i — коэффициент, учитывающий отношение ^0/17,5.

Коэффициент «трудности» профиля нормируемого участка рассчи­тывают по формуле

k^ 1 f (0,705—0,00452u)i3, (12.32»

где !э — эквивалентный уклон нормируемого   участка, который определяю;- по формуле (12.2).

Температурный коэффициент учитывает изменение расхода топли­ва от изменения температуры окружающего воздуха на 1 °С. Для теп­ловозной тяги он принят равным 0,26 и подсчитывается по формуле

6т = Н-0,0026Д^нв, (12.33)

где Д^нв — отклонение температуры наружного воздуха от +15 °С.

209

Расход топлива (кг/104 т • км брутто), вызванный остановками по­езда, рассчитывают по формуле

д^О.515. 10-^^f/ll3,7--4 (12.34) т с      "\              ат/'

где ин — скорость начала торможения перед остановкой; w-T — основное удель­ное сопротивление, рассчитанное при средней скорости на участке торможения; ат — замедление поезда при торможении.

Расход топлива, вызванный работой тепловоза в режиме холостого хода во время движения и на стоянках, рассчитывают по формуле (12.30), только вместо G подставляют Gx.

Расчет индивидуальных технологических норм существенно упро­щается, если использовать электронно-вычислительные машины (ЭВМ). Но если ЭВМ не используют, целесообразно пользоваться таблицами или графиками, построенными на основании уравнений (12.29) — (12.34). Так, например, для расчета исходной нормы е0 составляют табл. 12.6 или строят график, изображенный на рис. 12.8.