Сведения из теории множеств. Операции над множествами. Теоретическая справка. Классические критерии принятия решения, страница 16

Поставленную задачу формализуем на языке причин и следствий. Пусть причина П(1) - "импортность" телевизора, принимает значение 1 для телевизора "Samsung" и 0 - для телевизора "Горизонт". Причина П(2) характеризует наличие - отсутствие телетекста у телевизора, принимает значение 1 для телевизора с телетекстом, 0 - для телевизора без телетекста. Следствие С(1) принимает значение 1 для телевизора, проданного 1-м представительством фирмы и 0, если телевизор остался на складе 1-й фирмы. Аналогичные значения имеет следствие С(2) для 2-го представительства фирмы. Комплексу причин соответствует модель телевизора - марка + наличие телетекста. Комплексу следствий - сочетание фактов "продан - не продан" по двум представительствам фирмы по очередному по счету телевизору.

Запишем каноническую таблицу комплексов причин и следствий добавив к ней строку наблюдавшихся случаев (табл. 3.4).

В результате расчетов по изложенной выше методике получили таблицу условных вероятностей p(cj/пi) (табл. 3.5). Полученные цифры можно интерпретировать следующим образом. Если в каждое представительство поставить на продажу по одному телевизору одной модели, то телевизор "Горизонт" без телетекста может быть с вероятностью 0.5 вообще не продан, с вероятностью 0.2 продан 1-м представительством, и с вероятностью 0.3 - обоими. Телевизор "Samsung" без телетекста может быть с вероятностью 0.25 продан 1-м представительством, и с вероятностью 0.75 - обоими. Телевизор "Горизонт" с телетекстом может быть с вероятностью 0.75 вообще не продан, с вероятностью 0.25 продан обоими представительствами. Телевизор "Samsung" с телетекстом может быть с вероятностью 0.167 продан 2-м представительством, и с вероятностью 0.833 - обоими.

Исходя из этих данных руководство фирмы может принимать решения о распределении по региональным представительствам телевизоров, которые имеются на центральных складах фирмы.

Пусть политика руководства фирмы в отношении распределения товара не претерпела изменений и на новый отрезок времени представительствам были поставлены те же партии телевизоров. В результате из 28 телевизоров, поставленных каждому представительству 1-е представительство сумело продать 17 телевизоров, а 2-е - 18. Рассчитаем корректированные значения вероятностей.

Таблица 3.4. Каноническая форма таблицы причин и следствий и статистика случаев

Номер столбца

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

Комплексы причин пi

0

1

2

3

0

1

2

3

0

1

2

3

0

1

2

3

П(1)

0

1

0

1

0

1

0

1

0

1

0

1

0

1

0

1

П(2)

0

0

1

1

0

0

1

1

0

0

1

1

0

0

1

1

С(1)

0

0

0

0

1

1

1

1

0

0

0

0

1

1

1

1

С(2)

0

0

0

0

0

0

0

0

1

1

1

1

1

1

1

1

Комплексы следствий сj

0

1

2

3

Комплексы причин и следствий

К00

К01

К02

К03

К10

К11

К12

К13

К20

К21

К22

К23

К30

К31

К32

К33

Случаи

3

0

3

0

0

2

2

0

0

0

0

1

5

6

1

5