Концептуальная основа диагностики может быть построена с помощью следующих этапов: а) таксономии; б) классификации; в) диагностирования и связанных с ним вопросов, касающихся обнаружения отклонений и оценивания; г) исправления и д) прогнозирования. Таксономия имеет отношение к определению категорий или классов, а классификация - к обозначению этих классов. Когда мы ставим диагноз (диагностирование), мы определяем, в каком из состояний находится система: допустимом или недопустимом (обнаружение), и устанавливаем симптомы отклонения и степень неупорядоченности (оценивание) для того, чтобы рекомендовать способ исправления системы. Результаты исправления вновь используются на стадии диагностирования для того, чтобы определить точность выбранного способа исправления и начать новое исследование вопроса о состоянии системы. Иногда на основании результатов исправления системы ставится новый диагноз. Таким образом, нетрудно заметить, что понятия диагностирования и исправления систем взаимосвязаны. На последнем шаге, названном прогнозированием, делаются предсказания о том, перейдет ли система после ее корректировки в допустимое состояние и как долго она будет в нем пребывать.
Ледли и Ластед, по-видимому, одни из первых предложили теоретическую модель диагностирования, которая по своему характеру является алгоритмической и строится с применением двоичного кодирования и теории вероятностей. Вначале осуществляется построение матрицы "комплексы причин - комплексы следствий", в которой логическая единица означает наличие причины или следствия, а логический нуль - его отсутствие. Заметим, что факт отсутствия причины также важен для прогноза, как и его наличие. Конечным результатом является матрица, описывающая все возможные комбинации причин и следствий. Порядок, или ранг, этой матрицы можно уменьшить, исключив те комбинации, существование которых никогда не наблюдалось.
Таблица 3.1. Каноническая форма таблицы причин и следствий
Номер столбца |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
||
Комплексы причин пi |
||||||||||||||||||
п0 |
п1 |
п2 |
п3 |
п0 |
п1 |
п2 |
п3 |
п0 |
п1 |
п2 |
п3 |
п0 |
п1 |
п2 |
п3 |
|||
П(1) |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
||
П(2) |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
||
С(1) |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
||
С(2) |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
||
Комплексы следствий cj |
с0 |
с1 |
с2 |
с3 |
||||||||||||||
Комплексы причин и следствий |
К00 |
К01 |
К02 |
К03 |
К10 |
К11 |
К12 |
К13 |
К20 |
К21 |
К22 |
К23 |
К30 |
К31 |
К32 |
К33 |
||
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.