Концептуальная основа диагностики может быть построена с помощью следующих этапов: а) таксономии; б) классификации; в) диагностирования и связанных с ним вопросов, касающихся обнаружения отклонений и оценивания; г) исправления и д) прогнозирования. Таксономия имеет отношение к определению категорий или классов, а классификация - к обозначению этих классов. Когда мы ставим диагноз (диагностирование), мы определяем, в каком из состояний находится система: допустимом или недопустимом (обнаружение), и устанавливаем симптомы отклонения и степень неупорядоченности (оценивание) для того, чтобы рекомендовать способ исправления системы. Результаты исправления вновь используются на стадии диагностирования для того, чтобы определить точность выбранного способа исправления и начать новое исследование вопроса о состоянии системы. Иногда на основании результатов исправления системы ставится новый диагноз. Таким образом, нетрудно заметить, что понятия диагностирования и исправления систем взаимосвязаны. На последнем шаге, названном прогнозированием, делаются предсказания о том, перейдет ли система после ее корректировки в допустимое состояние и как долго она будет в нем пребывать.
Ледли и Ластед, по-видимому, одни из первых предложили теоретическую модель диагностирования, которая по своему характеру является алгоритмической и строится с применением двоичного кодирования и теории вероятностей. Вначале осуществляется построение матрицы "комплексы причин - комплексы следствий", в которой логическая единица означает наличие причины или следствия, а логический нуль - его отсутствие. Заметим, что факт отсутствия причины также важен для прогноза, как и его наличие. Конечным результатом является матрица, описывающая все возможные комбинации причин и следствий. Порядок, или ранг, этой матрицы можно уменьшить, исключив те комбинации, существование которых никогда не наблюдалось.
Таблица 3.1. Каноническая форма таблицы причин и следствий
| Номер столбца | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | ||
| Комплексы причин пi | ||||||||||||||||||
| п0 | п1 | п2 | п3 | п0 | п1 | п2 | п3 | п0 | п1 | п2 | п3 | п0 | п1 | п2 | п3 | |||
| П(1) | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | ||
| П(2) | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | ||
| С(1) | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | ||
| С(2) | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | ||
| Комплексы следствий cj | с0 | с1 | с2 | с3 | ||||||||||||||
| Комплексы причин и следствий | К00 | К01 | К02 | К03 | К10 | К11 | К12 | К13 | К20 | К21 | К22 | К23 | К30 | К31 | К32 | К33 | ||
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.