Теперь мы имеем два множества условных вероятностей: P(пi/сj) и P(сj/пi). Ими можно воспользоваться для установления возможного диагноза. Возникает вопрос: каким из этих двух множеств следует воспользоваться, т. е. какое из них надо построить? Было бы логичнее приступать к решению проблемы диагностирования, располагая величинами P(сj/пi). В этом случае при условии, что комплексы причин изучены, диагност мог бы сравнить комплексы следствий и выбрать среди них тот, вероятность появления которого наибольшая. Однако часто применяется P(пi/сj), а не P(сj/пi). Возражением против использования последней величины является то, что она больше, чем
Таблица 3.3. Диагностическая вероятностная таблица
Комплексы причин пi |
||||||||
0 |
1 |
2 |
3 |
P(сj) |
||||
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|||
Комплексы |
1 |
0 |
60/240 |
30/240 |
30/240 |
120/240 |
||
следствий |
2 |
0 |
0 |
30/240 |
30/240 |
60/240 |
||
сj |
3 |
0 |
0 |
40/240 |
20/240 |
60/240 |
||
P(пi) |
0 |
60/240 |
100/240 |
80/240 |
||||
первая зависит от характеристик выборки, используемой для последующей обработки. С другой стороны, P(пi/сj) практически не зависит от выборки, а определяется знаниями о причинах и следствиях.
Преимущество использования величины P(сj/пi) заключается в том, что диагност может продолжить корректирование вероятности с учетом получаемой информации. Это "корректирование" основано на хорошо известной теореме Байеса, которая может быть сформулирована следующим образом:
где m - число реальных комплексов следствий; P(пi/сj) - известное множество условных, или "априорных", вероятностей. Построение этого множества основано на постоянном соотношении между комплексами причин и комплексами следствий; P(сj) - новая информация, полученная в результате исследования текущей выборки случаев; P(сj/пi) - новое множество условных, или "апостериорных", вероятностей.
Если в наше распоряжение поступает новая информация, полученная в результате дополнительных исследований, апостериорные вероятности могут вновь измениться и т.д.
Допустим, имеет место следующая ситуация. Некоторая торговая фирма продает телевизоры двух марок: "Samsung" (импортные) и "Горизонт" (отечественные). Каждая марка телевизора имеется в двух вариантах - с встроенным телетекстом и без него. Фирма имеет 2 представительства, например, в двух разных городах, каждое представительство получило по 8 телевизоров обеих марок без телетекста и по 6 телевизоров обеих марок с телетекстом. За некоторый отрезок времени одному из торговых представительств фирмы удалось продать 5 телевизоров "Горизонт" без телетекста, 3 телевизора "Горизонт" с телетекстом, 8 телевизоров "Samsung" без телетекста и 5 телевизоров "Samsung" c телетекстом. Другое же представительство продало 5 телевизоров "Горизонт" без телетекста, 1 телевизор "Горизонт" с телетекстом, 6 телевизоров "Samsung" без телетекста и 6 телевизоров "Samsung" c телетекстом.
Ставится задача: определения вероятности продажи телевизора конкретной модели конкретным представительством фирмы.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.