Организация и планирование путевых работ на дистанции, страница 2

Переход на рельсы тяжелых типов, железобетонные шпалы, щебеночный балласт потребовали разработки новых технологий производства путевых работ и создания новых машин. Вместо путеукладочных кранов УК-12,5 и УК-25/9 стали выпускать более мощные краны УК-25/18, которые могут укладывать и снимать звенья длиной 25 м с железобетонными и деревянными шпалами.

Балластеры ЭЛБ-ЗМ заменили ранее выпускаемые ЭЛБ-1. Большие изменения произошли в выполнении такой трудоемкой работы, как очистка щебеночного балласта. С 1956 г. для этой цели стали использовать щебнеочистительные машины системы Драгавцева, в которых применен центробежный способ очистки - загрязнители выбрасываются в сторону через отверстия в перемещающейся ленте за счет центробежной силы. Высокая производительность этих машин в условиях постоянного роста объема перевозок считалась большим их достоинством, и в течение 25 лет эти машины постоянно совершенствовались. Были созданы машины марок БМС, ЩОМ-4М и др. Но качество очистки щебня центробежным способом оставалось невысоким. Основными недостатками являлись: малая глубина очистки, оставление в очищенном щебне до 20% засорителей, невозможность использования машин в стесненных условиях.

В последнее десятилетие осуществляется переход на щебнеочистительные машины с использованием вибрационных грохотов. Хотя производительность этих машин ниже, чем машин с центробежным способом очистки, качество очистки неизмеримо выше, глубина очистки отвечает предъявляемым требованиям, их можно использовать в пределах высоких платформ и в других стесненных местах. Заводами путевого машиностроения выпускаются машины СЧ-601, СЧУ-800, РМ-80 и др. для глубокой очистки щебня.

В настоящее время путевое хозяйство в основном обеспечено путевыми машинами для выполнения капитальных путевых работ. При капитальном ремонте на производственных базах собирают звенья пути и блоки стрелочных переводов, которые затем укладывают в путь. При этом используются путеразборочные и путеукладочные поезда, машины для транспортировки щебня, рельсовых плетей, для глубокой очистки щебня, ремонта и восстановления водоотводных устройств и земляного полотна, выправочно-подбивочно-рихтовочные и другие машины. Уровень механизации при капитальном ремонте пути достигает 85-95%. Повысился уровень механизации и при других видах ремонта.

Но на сети железных дорог ремонты проводятся на 10-20% общей протяженности в основном главного пути. На остальном протяжении пути осуществляется текущее содержание. В результате до 70% затрат труда приходится на разрозненные, слабо механизированные работы текущего содержания. Поэтому в середине восьмидесятых годов прошлого столетия начался переход на машинизированное текущее содержание пути. С использованием разработок отечественных ученых и конструкторов, а также зарубежного опыта изготовляются и поступают на железные дороги машины: выправочно-подбивочно-рихтовочные, для очистки рельсов и скреплений и уборки засорителей с поверхности балластной призмы, распределения балласта, смазки и закрепления клеммных и закладных болтов, уборки снега, диагностики состояния пути и др. Многие из этих машин оснащены большим количеством устройств электроники и автоматики.

Таким образом, в течение второй половины двадцатого века в путевом хозяйстве произошли коренные изменения. Резкий рост в эти годы объема перевозок, повышение скоростей движения поездов с 60-ти до 200 км/ч потребовали создания новых конструкций пути и увеличения их мощности. Изменились виды путевых работ, характер их выполнения, межремонтные сроки. Создание современных, в основном самоходных путевых машин, оборудованных электроникой, позволило разработать новые технологии ремонта пути и его содержания.

Все это привело к изменению системы ведения путевого хозяйства. Новая система предусматривает деление всех путей на классы в зависимости от грузонапряженности и скоростей движения поездов, устанавливает конструкцию путей различных классов, среднесетевые межремонтные нормы ремонта, вводит новые и корректирует содержание существующих видов ремонта пути, устанавливает порядок планирования работ.