Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования
«Республиканский институт профессионального образования»
Кафедра общей и профессиональной педагогики
Допущен к защите заведующий кафедрой
___________________
«___»________ 2006 г.
Дипломная работа
на тему: «Нетрадиционные приемы мотивации и актуализации опорных знаний, как средство повышения эффективности производственного обучения»
.
Выполнила: Буян Вера Николаевна
Группа 921-7
Руководитель: Киженцев Николай Николаевич кандидат технических наук, доцент
Минск 2006
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ОБЗОР И СРАВНЕНИЕ ПРИЕМОВ МОТИВАЦИИ И АКТУАЛИЗАЦИИ. ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ.. 8
1.1. Особенности современных педагогических технологий, применяемых в профессиональном образовании. 8
1.2. Особенности традиционных технологий. 12
1.3. Теоретические аспекты активных методов обучения и их классификация. 18
1.4. Понятие игровых технологий. 23
1.5. Деловая игра. 25
1.6. Что дает игра на уроке?. 29
1.7.Формирование профессиональных умений у учащихся на. 33
уроках производственного обучения. 33
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ СРАВНЕНИЕ ТРАДИЦИОННОГО УРОКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ И УРОКА С НЕТРАДИЦИОННЫМИ ПРИЕМАМИ МОТИВАЦИИ И АКТУАЛИЗАЦИИ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.. 41
2.1. Реализация метода активного обучения урок-игра «Строительными тропами» на уроке производственного обучения. 41
2.2. Реализация традиционных методов обучения на уроке производственного обучения в процессе подготовки квалифицированных рабочих по специальности «Производство строительно-монтажных и ремонтных работ», единичная квалификация «Каменщик». 57
2.3. Сравнительный анализ уроков производственного обучения: игровой формы обучения и традиционного урока производственного обучения. 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 73
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 75
Знания, даваемые насильно,
душат разум.
А.Франс
В последнее время в педагогическую практику все активнее внедряются новые педагогические технологии. Чем обусловлена данная тенденция?
Современный социальный заказ на подготовку рабочих для различных сфер производства предъявляет требования к профессиональным и личностным качествам человека. Для конкурентно способного работника присуще стремление к постоянному развитию своих способностей, самостоятельному решению различных задач профессионального характера, креативное мышление, рефлексия собственной профессиональной деятельности. В условиях быстрых экономических, социальных и других, характерных для нашего общества изменений возникает потребность в таких выпускниках учебных заведений, которые могли бы хорошо ориентироваться в быстро меняющемся мире. Что же необходимо современным молодым людям, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях? Конечно же, знания, которые они получают в процессе учебы. Но сегодня необходимы такие качества молодых специалистов: умение сделать свой выбор в любой ситуации, решать проблемы разного плана, планировать свою деятельность, прогнозировать и оценивать полученные результаты, работать в группе и согласовывать свои позиции с позициями других, вести диалог, а также коммуникативные умения.
Производственное обучение является главным компонентом процесса обучения в учреждениях профессионального образования, основной целью которого является формирование у учащихся основ профессионального мастерства в определенной области. Основой производственного обучения является производственный труд. Повышение эффективности производственного обучения возможно через применение активных методов обучения.
Требование времени – творческая личность, которая в состоянии осуществлять серьезную творческую и исследовательскую работу. Эти столь необходимые качества приобретаются на занятиях с применением новых педагогических технологий при использовании принципов личностно-ориентированного обучения. Традиционное же обучение не позволяет сформировать их в полной мере. Оно ориентировано на усвоение обучаемыми определенного объема учебного материала, который указан в учебных программах. При этом ведомый преподавателем учащийся лишен возможности самостоятельного поиска и отбора действительно нужной ему информации. Это приводит к тому, что он часто не понимает цели тех действий, которые вынужден выполнять по указанию наставника, четко не осознает, где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены.
Широко используемые в производственном обучении традиционные методики имеют главный недостаток – недостаточно создаются условия для формирования умений у учащихся работать в группе, вступая в дискуссию, диалог. Профессиональная деятельность в современных условиях требует от человека умения общаться и взаимодействовать.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.