Нетрадиционные приемы мотивации и актуализации опорных знаний, как средство повышения эффективности производственного обучения, страница 25

Продолжение таблицы

1

2

3

4

5

6

7

3.ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ИНСТРУКТАЖ

31.Подведение итогов теоретических и практических знаний учащихся за учебный день.

3.2. Сообщение оценок с анализом ответов.

3.3. Уборка рабочих мест

3.4. Рефлексия

Объективная оценка знаний учащихся

Самоконтроль.

Произвести самооценку качественного выполнения задания, сопоставить оценку с оценкой мастера

Контролирует анализирует работу  определяет итоговую отметку по каждому учащемуся и сообщает результаты группы 

Натуральный образец

Вопросы (см. приложение.

№ 10)

Анализируют, слушают, осмысливают ошибки, анализируют слабые пары, определяют пути совершенствования деятельности.


2.3. Сравнительный анализ уроков производственного обучения: игровой формы обучения и традиционного урока производственного обучения

Убедиться в преимуществе и результативности игровой формы обучения и традиционного урока производственного обучения, можно только при непосредственной их реализации в педагогической деятельности. Поэтому для исследования цели дипломной работы мною были разработаны и проведены два урока производственного обучения в группах по специальности «Производство строительно-монтажных и ремонтных работ», единичная квалификация «Каменщик».

Темы уроков были выбраны согласно программы производственного обучения. После изучения темы «Технология кирпичной кладки» проводятся проверочные работы, урок- обобщения и систематизации теоретических и практических знаний, полученных при изучении данной темы. Именно для данного типа урока производственного обучения (обобщение и систематизация) мною была выбрана игровая форма проведения урока, в форме урока-конкурса «Строительными тропами».

Урок-конкурс проходил в группе № 332 специальность «Производство строительно-монтажных и ремонтных работ», единичная квалификация «Каменщик», учащиеся первого курса, 1 подгруппы, количество 12 учащихся, средний балл успеваемости-6,75. Цель урока-конкурса -  используя игры при проведении вводного инструктажа, воздействовать на эмоциональное состояние учащихся, вызвать положительные эмоции, способствующие улучшению профессиональных умений и навыков на текущем инструктаже. Во время проведения вводного инструктажа опрос теоретических знаний осуществляется при помощи проведения конкурсов. Игровая форма обучения способствовала развития интереса к учению, собранности, активности, дисциплинированности. В процессе игры осуществлялась групповая выработка решений, имело место наличие управляемого эмоционального напряжения.

Именно интерес на вводном инструктаже оказывается наиболее сильным стимулом действий играющих, задает творческую направленность личности, вызывает положительные эмоции, которые, сопровождая процесс поиска, ускоряют его, пробуждая эвристичность  мышления. В игре учащиеся не только получают удовлетворение от поиска решения, но и находят его быстрее. При этом интерес имеет как познавательную, так и профессиональную направленность. Мотивация, интерес и эмоциональная приподнятость учащихся на вводном инструктаже обуславливает широкие возможности для организации целенаправленной деятельности по достижению результата на текущем инструктаже, ведь главное на вводном инструктаже - перекинуть «мостик» от знаний к их применению. Конечно, разработка таких уроков требует от мастера производственного обучения больших временных затрат и сил, чем при работе по стандартным, классическим методикам, но, тем не менее , именно урок-игра является достаточно эффективным способом для изменения мотивационной сферы обучения.