ТЕХНОЛОГИИ |
|||||||||||||
технические |
гуманитарные |
педагогические |
|||||||||||
экономические |
социальные |
психологические |
|||||||||||
экологические |
информационные |
психотерапевтические |
|||||||||||
управленческо-гуманитарные |
|||||||||||||
Рисунок 1.1. Классификация технологий
Понятие «педагогическая технология» может быть представлено тремя аспектами:
- научным: педагогические технологии – часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание, методы обучения и проектирующая педагогические процессы;
- процессуально-описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;
- процессуально-действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.
В настоящее время широко известен ряд технологий, применяемых педагогами профессиональной школы, как в теоретическом так и в практическом обучении:
- при реализации технологии концентрированного обучения внимание педагогов и учащихся сосредотачивается на изучении одного предмета за счет сокращения одновременно изучаемых дисциплин, концентрации учебного материала на определенном отрезке времени, структурирования содержания в блоки, активизации познавательной деятельности учащихся;
- при бинарном обучении на одном занятии преподается материал сразу двух предметов, и ведут занятие одновременно два преподавателя;
- особенностью парацентрической технологии является предоставление учащимся права выбора объекта взаимодействия, т.е. выбора «пары»: машина-ученик, ученик-ученик, ученик-средство обучения, ученик-преподаватель;
- применение в обучении игровых технологий позволяет активизировать учащихся, создать благоприятный эмоциональный фон познавательной деятельности. В ходе игрового взаимодействия осуществляется примерка социальных ролей, создаются условия для установления и развития межличностных взаимоотношений участников;
- проектное обучение способствует развитию мышления, способности принимать решения и нести за них ответственность за счет включения учащихся в деятельность, имеющую проблемный характер, требующую доопределения условий, разрешения затруднений, выбора из имеющихся альтернатив;
- технология «Метаплан» (автор С.С.Кашлев) представляет собой систему разнообразных видов коллективной, групповой и индивидуальной деятельности, которые сочетаются между собой так, что промежуточные результаты одной деятельности являются исходным материалом для организации другой деятельности.
Технология не существует в педагогическом процессе в отрыве от его общей методологии, целей и содержания. Педагогическая технология представляет собой совокупность психолого-педагогических установок, определяющих выбор форм, методов, способов, приемов, воспитательных средств. С помощью технологий достигается эффективный результат в развитии личностных свойств в процессе усвоения знаний, умений, навыков.
Одна из особенностей педагогической технологии заключается в том, что любая технология, ее разработка и применение требуют высокой активности педагога и учащихся. Активность педагога проявляется в том, что он хорошо знает психологические и личностные особенности своих учеников и на этом основании вносит индивидуальные коррективы в технологический процесс. Активность учащихся проявляется в возрастающей самостоятельности в технологизированном процессе взаимодействия. И все же педагогические технологии, являясь составной частью процесса обучения, не обеспечивают всем учащимся одинаково высокий результат обученности и воспитанности.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.