Постоянное взаимодействие обучаемых и преподавателя с помощью прямых и обратных связей.
Активные методы обучения – это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.
Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.
Появление и развитие активных методов обусловлено тем, что перед обучением встали новые задачи: не толь дать учащимся знания, но и обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда.
Возникновение новых задач обусловлено бурным развитием информации. Если раньше знания, полученные в школе, техникуме, вузе, могли служить человеку долго, иногда в течении всей его трудовой жизни, то в век информационного бума их необходимо постоянно обновлять, что может быть достигнуто главным образом путем самообразования, а это требует от человека познавательной активности и самостоятельности.
Познавательная активность означает интеллектуально-эмоциональный отклик на процесс познания, стремление учащегося к учению, к выполнению индивидуальных и общих знаний, интерес к деятельности преподавателя и других учащихся.
Под познавательной самостоятельностью принято понимать стремление и умение самостоятельно мыслить, способность ориентироваться в новой ситуации, находить свой подход к решению задач, желание не только понять усваиваемую учебную информацию, но и способы добывания знаний; критический подход к суждениям других, независимость собственных суждений.
Познавательная активность и познавательная самостоятельность – качество, характеризующее интеллектуальные способности учащихся к учению. Как и другие способности, они проявляются и развиваются в деятельности. Отсутствие условий для проявления активности и самостоятельности приводит к тому, что они не развиваются. Вот почему только широкое использование активных методов, побуждающих к мыслительной и практической деятельности, причем с самого начала процесса обучения, развивает столь важные интеллектуальные качества человека, обеспечивающие в дальнейшем его активность постоянном овладении знаниями и применения их на практике.
Важнейшим средством активизации личности в обучении выступают активные методы обучения. Наиболее полную классификацию дала М.Новик, выделяя неимитационные и имитационные активные группы обучения (рис.1.2).Те или иные группы методов определяют соответственно и форму (вид) занятия: неимитационное или имитационное.
Педагогические технологии |
Неимитационные |
Имитационные |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Проблемные лекции |
Неигровые |
Игровые |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Проблемные семинары |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тематические дискуссии |
Анализ конкретных ситуаций |
Разыгрывание ролей |
Деловые игры |
Оргдеятельностные игры |
Игровое проектирование |
|||||||||||||||||||||||||||||
Мозговая атака |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Круглый стол |
Имитационные упражнения |
Учебные игры |
Производственные игры |
Исследовательские игры |
Инновационные игры |
Оргсмыслитель ные игры |
||||||||||||||||||||||||||||
Педагогические игровые упражнения |
Тренинг |
Блиц-игры |
Проблемно-деловые игры |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.