Таким образом, можно заключить, что современные педагогические технологии, позволяют повысить эффективность учебного процесса и обеспечить требуемый уровень подготовки учащихся, необходимый для современного общества.
Термин «традиционное обучение» подразумевает прежде всего классно-урочную организацию обучения, сложившуюся в XVII веке на принципах дидактики, сформулированных Я.А.Коменским, и до сих пор является преобладающей в школах мира [18, с. 235]
Отличительными признаками традиционной классно-урочной технологии являются:
- учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют класс, который сохраняет в основном постоянный состав на весь период школьного обучения;
- класс работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию. В следствие этого учащиеся должны приходить в школу в одно и то же время и в заранее определенные часы дня;
- основной единицей занятия является урок;
- урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся класса работают над одним и тем же материалом;
- работой учащихся на уроке руководит учитель: он оценивает результаты учебы по своему предмету, уровень обученности каждого учащегося в отдельности и в конце учебного года принимает решение о переводе учащихся в следующий класс;
- учебные книги(учебники) применяются, в основном, для домашней работы.
Учебный год, учебный день, расписание уроков, учебные каникулы, перемены, или, точнее, перерывы между уроками – атрибуты классно-урочной системы.
Классификационные параметры традиционного обучения:
- по уровню применения: общепедагогическая.
- по философской основе: педагогика принуждения.
- по основному фактору развития: социогенная – с допущениями биогенного фактора.
- по концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная с опорой на суггестию (образец, пример).
- по ориентации на личностные структуры – информационная, ЗУН.
- по характеру содержания: светская, технократическая, общеобразовательная, дидактоцентрическая.
- по типу управления: традиционное классическое + ТСО.
- по организационным формам: классно-урочная, академическая.
- по подходу к учащемуся: авторитарная.
- по преобладающему методу: объяснительно-иллюстрацивная;
- по категории обучаемых: массовая.
Особенности методики традиционного обучения:
Традиционная технология представляет собой прежде всего авторитарную педагогику требований, учение весьма слабо связано с внутренней жизнью ученика, с его многообразными запросами и потребностями, отсутствуют условия для проявления индивидуальных способностей, творческих проявлений личности.
Авторитаризм процесса обучения проявляется в:
- Регламентации деятельности, принудительности обучающих процедур («школа насилует личность»);
- Централизации контроля;
- Ориентации на среднего ученика («Школа убивает таланты»).
Позиция ученика: ученик-подчиненный объект обучающих воздействий, ученик «должен», ученик – еще не полноценная личность, бездуховный винтик.
Позиция учителя: учитель командир, единственное инициативное лицо, судья («всегда прав»); старший (родитель) учит; «с предметом к детям», стиль «разящие стрелы».
Методы усвоения знаний основываются на:
- сообщении готовых знаний:
- обучении по образцу;
- индуктивной логике от частного к общему;
- механической памяти;
- вербальном изложении;
- репродуктивном воспроизведении;
Положительные стороны |
Отрицательные стороны |
Систематический характер обучения. Упорядоченная, логически-правильная подача учебного материала. Организационная четкость Постоянное эмоциональное воздействие личности учителя Оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении |
Шаблонное построение, однообразие .Нерациональное распределение времени урока. На уроке обеспечивается лишь первоначальная ориентировка в материале, а достижение высоких уровней перекладывается на домашнее задание. Учащиеся изолируются от общения друг с другом. Отсутствие самостоятельности. Пассивность или видимость активности учащихся. Слабая речевая деятельность(среднее время говорения ученика 2 мин. В день). Слабая обратная связь. Усредненный подход. Отсутствие индивидуального обучения |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.