Нетрадиционные приемы мотивации и актуализации опорных знаний, как средство повышения эффективности производственного обучения, страница 11

 Организационные позиции: организатор, координатор, интегратор, контролер, тренер, манипулятор.

Позиции, проявляющиеся по отношению к новизне; инициатор, осторожный критик, консерватор.

Методические позиции: методолог, критик, методист, проблематизатор, рефлексирующий, программист.

 Социально-психологические позиции: лидер, предпочитаемый, принимаемый, независимый, непринимаемый, отвергаемый.

Этап анализа, обсуждения и оценки результатов игры.  Выступления экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. Заключение педагог констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятия. Обращается внимание на сопоставление использованной имитации с соответствующей областью реального лица, установление связи игры с содержанием учебного предмета.

Этап подготовки

Разработка игры

- разработка сценария;

- план деловой игры;

- общее описание игры;

- содержание инструктажа;

- подготовка материального обеспечения;

Ввод в игру

- постановка проблемы, целей;

- условия, инструктаж;

- регламент, правила;

- распределение ролей;

- формирование групп;

- консультация.

,

 


Этап проведения

Групповая работа над заданием

- работа с источниками;

- тренинг;

- мозговой штурм;

- работа с игротехником.

Межгрупповая дискуссия

- выступления групп;

- защита результатов;

- правила дискуссии;

- работа экспертов.

 


Этап анализа и обобщения

- вывод из игры;

- анализ, рефлексия;

- оценка и самооценка работы;

- выводы и обобщения;

- рекомендации.

Технологическая схема деловой игры

1.6. Что дает игра на уроке?

Все игры решают своим воздействием на участников три основные задачи:

-  воспитательную;

-  образовательную;

-  развлекательную.

Каждая игра чему-то учит и воспитывает у игроков определенные качества.

Игровой стиль обучения наиболее продуктивен, так как, игра – это возможность многогранного раскрытия личности, развитие ее способностей, сплочения коллектива на основе общих замыслов и интересов.

Игра дает свободу. Игра – не задача, не долг, не закон, по приказу играть нельзя, только добровольно.

Игра – перерыв в повседневности с ее утилитаризмом, монотонностью, жесткой детерминацией образа жизни.

Игра – это не ординарность.

Игра дает выход в другое состояние души. Подчиняясь лишь правилам игры, человек свободен от всяческих условий. Игра снимает жесткое напряжение и заменяет его добровольной и радостной мобилизацией духовных и физических сил.

Игра предполагает порядок. Система правил в ней абсолютна и несомненна. Невозможно нарушать правила и быть в игре. Это качество очень ценно в нашем нестабильном, беспорядочном мире.

Игра увлекает. Здесь нет частичной выгоды. Она интенсивно вовлекает человека, активизирует его способности.

Игра – это возможность создать и сплотить коллектив. Привлекательность игры столь велика, и игровой контакт людей друг с другом столь полон и глубок, что игровые содружества обнаруживают способность сохраняться и после окончания игры, вне ее рамок.

Игра возбуждает, активизирует ум, настраивает на поиск оптимальных решений.

Игра дает компенсацию, нейтрализацию недостатков действительности, противопоставляет жесткому миру реальности иллюзорный гармоничный мир – антипод. Игра дает романтизм.

Игра развивает остроумие, поскольку ее процесс и пространство обязательно предполагают возникновение комичных ситуаций.

Игра – это развитие психологической пластичности. Игра далеко не одно только состязание, но театральное искусство способ вживания в образ.

Игра – это умение ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, проигрывая их неоднократно в своем вымышленном мире.

Способствуя разделению ответственности за обучение с участниками, мы даем им возможность успешнее достигать целей обучения.