Нетрадиционные приемы мотивации и актуализации опорных знаний, как средство повышения эффективности производственного обучения, страница 37

2. Изучить сущность активных методов обучения и традиционного обучения, обосновать выбор технологии;

3. Изучить сущность деловой игры;

4. Спроектировать и провести проверочный урок-игру «Строительными тропами» и традиционный урок производственного обучения;

5. Провести анализ и самоанализ  уроков, используя результаты успеваемости и рефлексию учащихся.

Объект исследования – процесс производственного обучения по специальности «Производство строительно-монтажных и ремонтных работ», единичная квалификация «Каменщик».

Предмет исследования – нетрадиционные приемы мотивации и актуализации опорных знаний на уроках производственного обучения.

Гипотеза – если на вводном инструктаже применить игру, как средство мотивации и актуализации опорных знаний, можно ожидать повышение эффективности учебного процесса за счет положительного эмоционального состояния учащихся.

     В первой теоретической главе мною изучены особенности современных педагогических технологий, применяемых в профессиональном образовании; изучены особенности и сущность традиционного обучения и активных методов обучения, а именно деловой игры; обоснован выбор способа мотивации.

     Во второй экспериментальной главе содержится материал экспериментальной проверки уроков производственного обучения:

- выбран тип урока, тема урока;

- выбор группы учащихся для экспериментального сравнения с одинаковым баллом текущей успеваемости по производственному обучению и количеством учащихся;

- спроектированы два одинаковых урока производственного обучения,

первый- урок-игра на вводном инструктаже, теоретический опрос проходил в игровой форме, использовались конкурсные задания; на текущем инструктаже учащиеся выполняли практические задания по технологии кирпичной кладки согласно вытянутым карточкам-заданиям:

второй – традиционный проверочный урок; теоретический опрос проходил применяя фронтальный опрос учащихся по знанию техники безопасности при выполнении каменных работ, а так же письменный опрос по 4 вариантам теоретических знаний учащихся по технологии кирпичной кладки; на текущем инструктаже учащиеся выполняли практические задания согласно вытянутым карточкам-заданиям:  

-проведен эксперимент, дан анализ экспериментальных данных.

Согласно карточек-рефлексии учащихся мы видим, что на вводном инструктаже урока производственного обучения при использовании игровой технологии у учащихся возникло положительное эмоциональное состояние, в том время, как при проведении традиционного  проверочного урока  учащиеся были в напряжении , сильно волновались.

Анализируя  результаты практических заданий на текущем инструктаже, перед нами встает такая картина: при проведении урока с использованием игровой формы результат улучшился по сравнению с текущей успеваемостью на производственном обучении на 1,05 балла, а при традиционном проведении урока на 0,2 балла.

     На графике, который представлен Вашему вниманию, наглядно изображены табличные данные по успеваемости учащихся на традиционном уроке и уроке с нетрадиционными приемами. Значимость отклонений экспериментальных данных от текущей успеваемости проверялась по критерию Хи-квадрат.

При степени свободы 11 и вероятности (Р=0,05) нулевая гипотеза в экспериментальной группе отклонена, а в контрольной сохранена, что говорит о том, что на традиционном уроке производственного обучения учащиеся лишь подтвердили свою текущую успеваемость, в то время как при проведении урока в игровой форме, учащиеся показали приращение успеваемости. Эксперимент показал достоверное преимущество технологии с игровой мотивацией учащихся на вводном инструктаже: повышение успеваемости на фоне возникшего положительного эмоционального состояния. .    Это подтверждает мою гипотезу.

Цели поставлены мною достигнуты, задачи выполнены, эффект от применения игровой технологии получен и значим.

В дальнейшей своей работе в аналогичных ситуациях буду применять игру чаще и рекомендовать коллегам.