2. Изучить сущность активных методов обучения и традиционного обучения, обосновать выбор технологии;
3. Изучить сущность деловой игры;
4. Спроектировать и провести проверочный урок-игру «Строительными тропами» и традиционный урок производственного обучения;
5. Провести анализ и самоанализ уроков, используя результаты успеваемости и рефлексию учащихся.
Объект исследования – процесс производственного обучения по специальности «Производство строительно-монтажных и ремонтных работ», единичная квалификация «Каменщик».
Предмет исследования – нетрадиционные приемы мотивации и актуализации опорных знаний на уроках производственного обучения.
Гипотеза – если на вводном инструктаже применить игру, как средство мотивации и актуализации опорных знаний, можно ожидать повышение эффективности учебного процесса за счет положительного эмоционального состояния учащихся.
В первой теоретической главе мною изучены особенности современных педагогических технологий, применяемых в профессиональном образовании; изучены особенности и сущность традиционного обучения и активных методов обучения, а именно деловой игры; обоснован выбор способа мотивации.
Во второй экспериментальной главе содержится материал экспериментальной проверки уроков производственного обучения:
- выбран тип урока, тема урока;
- выбор группы учащихся для экспериментального сравнения с одинаковым баллом текущей успеваемости по производственному обучению и количеством учащихся;
- спроектированы два одинаковых урока производственного обучения,
первый- урок-игра на вводном инструктаже, теоретический опрос проходил в игровой форме, использовались конкурсные задания; на текущем инструктаже учащиеся выполняли практические задания по технологии кирпичной кладки согласно вытянутым карточкам-заданиям:
второй – традиционный проверочный урок; теоретический опрос проходил применяя фронтальный опрос учащихся по знанию техники безопасности при выполнении каменных работ, а так же письменный опрос по 4 вариантам теоретических знаний учащихся по технологии кирпичной кладки; на текущем инструктаже учащиеся выполняли практические задания согласно вытянутым карточкам-заданиям:
-проведен эксперимент, дан анализ экспериментальных данных.
Согласно карточек-рефлексии учащихся мы видим, что на вводном инструктаже урока производственного обучения при использовании игровой технологии у учащихся возникло положительное эмоциональное состояние, в том время, как при проведении традиционного проверочного урока учащиеся были в напряжении , сильно волновались.
Анализируя результаты практических заданий на текущем инструктаже, перед нами встает такая картина: при проведении урока с использованием игровой формы результат улучшился по сравнению с текущей успеваемостью на производственном обучении на 1,05 балла, а при традиционном проведении урока на 0,2 балла.
На графике, который представлен Вашему вниманию, наглядно изображены табличные данные по успеваемости учащихся на традиционном уроке и уроке с нетрадиционными приемами. Значимость отклонений экспериментальных данных от текущей успеваемости проверялась по критерию Хи-квадрат.
При степени свободы 11 и вероятности (Р=0,05) нулевая гипотеза в экспериментальной группе отклонена, а в контрольной сохранена, что говорит о том, что на традиционном уроке производственного обучения учащиеся лишь подтвердили свою текущую успеваемость, в то время как при проведении урока в игровой форме, учащиеся показали приращение успеваемости. Эксперимент показал достоверное преимущество технологии с игровой мотивацией учащихся на вводном инструктаже: повышение успеваемости на фоне возникшего положительного эмоционального состояния. . Это подтверждает мою гипотезу.
Цели поставлены мною достигнуты, задачи выполнены, эффект от применения игровой технологии получен и значим.
В дальнейшей своей работе в аналогичных ситуациях буду применять игру чаще и рекомендовать коллегам.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.